Изготовление картин на заказ

Стильные картины для интерьера

28.05.2010

Будущее нашей цивилизации и испытание души

 

 

 

 

 

Будущее нашей цивилизации и испытание души


В связи с картиной Раисы Арефьевой «Испытание» я хотел бы поговорить на тему о будущем нашей цивилизации. Речь пойдет об очень трудном и спорном вопросе, который все больше беспокоит сердца современников: Есть ли у человечества будущее? Довольно часто говорят об экологической и нравственной катастрофе, угрожающей Земле. Значительно реже эту грядущую катастрофу связывают с экологией души и духовной катастрофой. А так бы хотелось верить, что заботясь о собственной экологии и делая все, что в твоих силах, ты своим творчеством и духовной работой можешь спасти Землю! 

Художнику в этом смысле отведена особая роль. Он видит через свое творчество всю серьёзность ситуации, тогда как другие люди предпочитают об этом не знать. Один мой знакомый художник сказал однажды, что Земля в огне и спасти ее уже нет никакой возможности: «Когда выходишь в астрал, то видишь только пламя. Все!» Другой молча показал картину, где была изображена пирамида из трупов, и всерьез обиделся, когда я поморщился. Для него это была самая близкая и актуальная тема. У третьего на картине лыжник поднимался на фуникулере в гору из белых как снег человеческих черепов. Все трое свято верили в свои апокалиптические предвидения, и чувствовалось, что они черпали свое знание из очень достоверного духовного источника.

То, что живопись духовна по своей природе, я надеюсь, никто не будет отрицать. Художники берут свои идеи непосредственно из духовного мира, но по своему способу видения в духовном мире они делятся на две категории: одни умеют схватывать мгновенные сверхчувственные впечатления, так сказать, делать мгновенные снимки или срезы, а другие умеют запечатлевать космические процессы. Первые изображают на своих картинах страшные апокалиптические образы, по поводу которых они мало что могут сказать, то есть, просто выплескивают на холст свою экспрессию и эмоции, вторые же пишут картины, которые можно читать как открытую книгу. И вот к таким живописцам духовно-космических процессов относится Раиса Арефьева . Ее картина «Испытание» написана на тему будущего нашей цивилизации, точнее, это вторая картина из триптиха, первая - это картина «Бытие», а третья - картина «Стремление». Так что для полного охвата вопроса нам надо рассмотреть все три картины: 1) «Бытие», 2) «Испытание», 3) «Стремление», а этот триптих является частью большой серии «Путь».

 

«Бытие», картина  № 3 из серии «Путь», масло, холст, 120 х 100 см, 2007-09 г.

«Бытие», картина  № 3 из серии «Путь», масло, холст, 120 х 100 см, 2007-09 гг.

 

«Испытание», картина  № 4 из серии «Путь»,  масло, холст, 100 х 80, 2007-09 гг.

«Испытание», картина  № 4 из серии «Путь»,  масло, холст, 100 х 80, 2007-09 гг.

 

 «Стремление», картина  № 5 из серии «Путь», масло, холст 90 х 70, 2007-09 гг.

«Стремление», картина  № 5 из серии «Путь», масло, холст 90 х 70, 2007-09 гг.


Итак, что здесь происходит? 
Я думаю, что смысл ясен без слов, но для цельности изложения отметим главные сюжетные моменты. На первой картине изображен крупным планом огромный циферблат с римскими цифрами от единицы до двенадцати. Это колесо времени, снизу, вы видите, приделан маятник, как у часов, и есть также две кнопки: чтобы ускорять движение времени или останавливать. А по ободу этого циферблата или колеса времени бегут толпой голые людишки, человеческие души, - это распространенный прием для изображения человечества. Людишки бегут, толкая друг друга, падая и ступая по головам. Основная толпа бежит над цифрой 6, передовики добежали до цифры 7, а отдельные души уже карабкаются к восьми. 

Что же их гонит вперед? 
Очевидно, это человеческие желания, сильнейшие из которых: жажда власти, секса и денег. Из отметки 6 они бегут к 7, 8 и 9, где их по идее ждет удовлетворение желаний. Они не могут остановиться, потому что иначе их обгонят или раздавят бегущие сзади. В самом конце, у цифры 5 бегут отстающие, люди со слабыми желаниями, однако под горку им бежать наверное легче, хотя и отставать слишком тоже опасно, так как из-за крутизны можно оступиться и полететь в огненную преисподнюю, расположенную внизу. Есть и такие отчаянные личности, которые хотят самостоятельно сойти с колеса, но они быстро срываются и гибнут. Словом, все человечество бешено мчится за первыми. Первых гонит алчность, последних гонит зависть и страх, а средних - и то, и другое, и третье.

Кто эти «первые»?
Нетрудно догадаться, что это те, у которых в руках влияние, деньги и власть, и их хотения значительно превышают хотения других людей. Но не стоит думать, что они есть самые сильные личности, которыми движет стремление к познанию и покорению вершин. Просто существуют люди с разной силой хотения, а бегущие впереди - это просто люди с гигантской неумеренной алчностью, которым больше всех надо, бегущие же сзади - люди, которым ничего не надо и которые почти ничего не хотят. Чем меньше человек умеет умерять свои физические желания, тем в более первых рядах он находит свое место.

Однако кто-нибудь может возразить, что хотеть ведь не вредно. Желание - это нормальная человеческая функция, которая должна удовлетворяться. И нет ничего страшного в том, что кому-то впереди хочется больше, чем тем, которые плетутся сзади. Ведь не даром же говорят, что наши потребности и желания определяют прогресс общества! Так пусть же передние, как малые дети, наращивают свои желания! Дадим им право быть в авангарде материального потребления, пусть они руководят человечеством и двигают прогресс! В обществе должно быть заложено неравенство, дифференциация хотений, чтобы общество двигалось вперед!

И это неравенство по всей видимости стимулирует развитие общества. По крайней мере, оно требует, чтобы в обществе действовал некий финансовый механизм, обеспечивающий перекачку средств от «отсталых» к «передовым». Слава Богу, таких механизмов достаточно, а то какое же это движение, если у «передовых» не будет денег для реализации своих хотелок, а «отсталые» будут сыты и довольны? Итак, движение в обществе налицо, очень бешеное, драматическое движение, превращающееся в настоящий забег, в котором принимают участие все слои: от олигархов до самых последних бомжей. И так не только в нашей стране, но и на Западе, и во всем мире, где существует так называемый комитет «Триста», управляющий остальной частью человечества. Те, что впереди, они управляют всем миром, они мудро корректируют желания основной массы населения в «нужном» направлении, обеспечивающем единообразное и «правильное» развитие общества. И это выглядит как непреложный закон - закон развития человеческого общества. Конечно, есть и отступники, которые протестуют и не хотят участвовать в тотальном движении. Но они, как легко видеть, гибнут, и черт с ними! Подавляющее же большинство эта несправедливость устраивает, потому что без несправедливости нет прогресса!

Однако посмотрите на картину, и вы тотчас заметите деталь, которая портит иллюзию прогресса. Мы были всегда изначально уверены, что человечество в своем бешеном беге так или иначе мчится по пути прогресса. Вот-вот завтра все устроится, будут ликвидированы неравенство и бедность, будут решены такие-то и такие-то политические, экономические и культурные проблемы. И все убеждены: мы становимся богаче, мы неуклонно двигаемся к прогрессу! Не пытайтесь нас в этом разубедить! Посмотрите хотя бы на развитие техники - разве вы не видите, что прогресс налицо? Словом, бегите вместе со всеми и не выступайте! Желайте себе всего того, что рекламирует телевизор, ешьте все то, что предлагают в магазинах, занимайтесь только тем, за что платят деньги, думайте только о том, о чем думают другие! Завтра вы получите все на блюдечке с голубой каемочкой, это сделают за вас те, которые бегут впереди! И все, казалось бы, нормально, но есть одна маленькая деталь: это мощное движение вперед, в котором все расставлены по местам, кто у руля, кто в середине, а кто в хвосте, абсолютно никуда не ведет. Потому что колесо времени крутится с той же скоростью, но в обратную сторону. Собственно, сами бегущие его и крутят. И получается, что человечество стоит на месте, картина не движется, и отсталые, и передовые находятся в нижней точке. И стало быть, нет и не может быть никакого прогресса. Это лишь коварная видимость, в которую хотелось бы верить! Но, увы, все усилия напрасны! В сегодняшнем человечестве не бывает никакого прогресса и движения вперед. Вот первая истина, которую художник видит в духовном мире. Все, что происходит в обществе - это никуда не ведет.

Почему так?
Да потому, что в нас с детства вбито неправильное понятие времени.
На самом деле времени нет. Это всего лишь движение отметок у нас под ногами: шесть, семь, восемь и т.д. Это ничего не значащее движение колеса, вызванное нашими желаниями. Зимою мы хотим лета, в бедности хотим богатства, в одиночестве хотим общества, и этим мы крутим колесо под названием «Время». Время - это сумма наших человеческих желаний. Абсолютного времени нет, и само по себе во времени ничего не делается, ни в плохую, ни в хорошую сторону. Посмотрите на это человечество на картинке, и вы увидите, что оно обречено. У него нет будущего. Все их действия и хождения через голову друг друга с эксплуатацией отстающих и затаптыванием падших абсолютно никуда не ведут. 

Вот что я вижу на первой картине.
Хорошо, а что тогда делать? Как правильно жить?
И в чем состоит испытание души, о котором мы собрались говорить? 
Может, мы перейдем ко второй картине, где дело как будто бы сдвинулось с мертвой точки?

Не будем спешить. Мы пропустили одну важную деталь. Интересно, что о ней всегда вспоминают в самую последнюю очередь. Видите там, внутри колеса чью-то огромную физиономию? Возможно, это сам Бог, который и заварил кашу, но по его угрюмому виду можно заключить, что он не знает, что теперь делать с человечеством. Ликвидировать как-то жалко, а с другой стороны, пользы от него никакой, крутится себе, как белка в колесе, и если сами себя не поубивают, будет еще крутиться не один миллиард лет. А между тем от этого человечества в Космосе страшная вонь, иссякают на глазах природные ресурсы, трутся подшипники в колесе времени, цветет пышным цветом преисподняя от поглощенных до времени человеческих душ. Словом, во Вселенной одни убытки. Вот и сидит Он бедняга, толи Бог, толи черт, толи дух кругооборота времен, с мрачной озадаченной миной, не зная как ему быть. Как сказал Л.Н.Толстой: «Зачем я, такой простой, разумный добрый, живу в этом запутанном, безумном, злом мире!?» 

Ладно, оставим Главного в покое. Это Его дело решать, что делать с человечеством, лишенного будущего, пусть себе сидит и мозгует. А наша задача - разобрать вторую картину. Итак, какое предстоит душе испытание? Как через него пройти?

Мы видим во второй картине какое-то новое движение. Этот тип, который раньше сидел сложа руки внутри колеса времени, начал что-то предпринимать - бросил человечеству что-то вроде спасительной лестницы. Правильно сделал! Там в центре у Бога за пазухой им, грешным, будет спокойнее, по крайней мере, не надо будет бежать сломя голову. Как говорил Кастанеда, надо всего лишь найти точку покоя, надо остановить мир хотя бы на одно мгновение. И всё бы хорошо, но на эту лестницу тоже устремилась толпа, они и здесь устроили соревнование, норовят схватить брошенные сверху в качестве бонусов стразы, которые на картине символически обозначают блага. Глядишь, некоторые уже полетели вниз, сброшенные своими товарищами. Что за люди! Я представляю, какая там была рекламная кампания в СМИ, когда впервые появилась эта лестница и эти бонусы! А сколько денег хапнули пронырливые людишки, которые первыми сообразили, что лестница это такой же лохотрон, как и колесо времени. Впереди оказались, конечно, самые блатные - да где там! Разве долезешь до Бога, когда тебя тащут за ноги десятки твоих менее удачливых конкурентов

Интересно, что имел в виду художник, изобразив условную лестницу спасения? Может быть, официальную религию? В таком случае, это самая удачная за всю историю дискредитация официальной религии и церкви. Вся пустота затеи с религией сразу очевидна. Но с другой стороны, если у тебя нет другого выхода, то от отчаяния полезешь и на небо по веревочной лестнице. Одновременно художник показывает, что вместе с лестницей появился еще один выход. Вы видите там, в открытом пространстве маленького человечка с крылышками? Почему-то раньше все проваливались вниз, прямо в преисподнюю, а этот тоже сначала летел вниз, а потом, вырвавшись вперед, обрел крылья и начал подниматься. Вывод - нужны крылья! А если у тебя нет крыльев? Ежу понятно, что если бы у всех были крылья, то люди давно бы разлетелись в разные стороны, и нет никаких проблем! В чем же прикол с крыльями? Пока это мне непонятно. И еще больше непонятен смысл испытания? Может, надо спрыгнуть вниз в надежде, что у тебя раскроются крылья. Так? Или надо все-таки попробовать лестницу? Судя по третьей картине, симпатии художника лежат на стороне смельчака с крыльями, которому уже не просто удалось удержаться, но он еще стал подыматься вверх. Однако зачем  было городить эту затею с лестницей? Словом, одни вопросы и загадки, а выхода до сих пор нет.

Однако достаточно. Так мы никогда не поймем идею картины. Сейчас я предложу другой подход, потому что лично мне так удобнее мыслить. Возможно, вы считаете по-другому.

Давайте спросим себя: А где на этой картине я?
Попробуем найти на картине себя.
Может, я среди первых? Или я где-то в серединке? Или среди отстающих? А может, я тот, кто срывается вниз и падает в преисподнюю?
Странно, но я не могу определить свое место ни среди первых, ни среди последних, и в этом все дело. Первоначально мы не видим себя. Мы видим просто какой-то сон, когда перед нашим взором проходят образы и целые картины, но в этих картинах мы не замечаем себя. 

Итак, первая картина «Бытие» ставит перед нами задачу идентифицировать себя с тем угрюмым мыслителем, который совершенно пассивно взирает на происходящее, уверенный в своей правоте, но не смеющий пошевелить даже пальцем. Он очень умный, его мысли о будущем человечества заслуживают внимания, но в свободное от диванных размышлений время он точно также как оголтелый бежит, глядя в затылок впереди бегущих, и обвинят во всем безмозглую толпу, правителей и тех, кто плетется сзади. Он ничем не отличается от остальных и, как остальные, ничего не делает.

На второй картине он (то бишь, я) решается, наконец, пошевелить пальцем. Стразовая лестница  означает, что он собирается просветить других в надежде, что если все увидят бессмысленность творящегося, то человечество будет спасено. Мол, подымайтесь до моей высокой точки зрения! Однако ему не удается никого научить, не удается никого поднять до себя, многие как бежали раньше, так и бегут, а другие, хоть и прислушиваются к его призывам остановить мир, но лезут только для того, чтобы получить подарки. Нет, никого ты так не научишь, даже если будешь семи пядей во лбу! Оставь их, пусть себе падают!

Собственно испытание состоит в том, чтобы зритель, глядя на картину, перестал идентифицировать себя с тем угрюмым мыслителем, который лишь думает, что он умнее всех и спасает мир, и нашел себя в картине по-новому. Эта новая задача труднее первой, потому что требует от человека отказаться от своего старого и несостоятельного мировоззрения. 
С кем же можно еще отождествить себя на картине? 
Естественно - с той фигуркой человека, который оказался в открытом пространстве и у которого за спиной выросли крылья. Ничего другого не остается. 

И что означает это новое отождествление? 
Разумеется, прыгать вам никуда не надо, но надо попробовать, оставаясь на своем рабочем месте, почувствовать себя в свободном пространстве, то есть, ощутить себя без всех подпорок и связей, которые дает тебе общество. Если раньше ты мог, удобно устроившись в кресле, спокойно размышлять о катастрофическом будущем человечества и ждать решительных действий от государства и общественных организаций, то теперь надо ощутить себя так, что каждый миг, проведенный тобой в духовном бездействии, может низринуть тебя в пропасть, от которой защищены все остальные люди, крутящиеся в колесе. В эзотерике это упражнение называется испытанием свободным пространством, и без него невозможно дальнейшее продвижение. Надо забыть о своем прошлом и удобном мировоззрении и  срочно предпринять с собой что-то, чтобы не падать в пока еще воображаемую бездну.

Итак:
1) Первая картина - это идентификация себя с мрачным мыслителем, открывшим, что никакого прогресса нет и что человечество никуда не идет. Все правильно, но усвоив эту истину, нельзя дальше оставаться мыслителем, надо действовать. 


2) Вторая картина - это отказ от первой идентификации и попытка свободного парения над пропастью. Попытка эта сразу показывает, что собственных крыльев у тебя нет, что ты еще не можешь обходиться без поддержки общества, хотя тебе и тягостно подчиняться его глупым законам. Ты понимаешь, что можешь упасть в любой момент, и поэтому некоторое время тебе еще придется крутиться в колесе времени. Но ты получил ценный опыт, и теперь ты знаешь, чего тебе не достает, чтобы не падать. И ты будешь впредь учиться самостоятельности и все время экзаменовать себя на способность не зависеть от общества.


3) Третья картина - это идентификация себя с человеком, у которого есть свои крылья, чтобы держаться в открытом пространстве. Этот человек отныне не нуждается в беговой дорожке, чтобы по ней бежать, не нуждается в поддержке ближних, но наоборот служит им поддержкой, не нуждается в работодателях, банках и пенсионных фондах, чтобы материально себя содержать, не нуждается в армии, полиции, правосудии для своей защиты, потому что сам никому не мешает жить, не нуждается в лживой рекламе, информации, идеологии и религии, потому что у него есть своя собственная вера и свой индивидуальный духовный путь. Этот человек встал на путь полной самостоятельности и свободы. Колесо времени отступает на второй план, а на первый план выступает духовное стремление, задача держаться в духовном потоке, который поддерживает твое стремление ввысь. Вот так, я думаю, можно трактовать третью картину. И как прекрасно, что художнику в ней удалось обойтись без пирамиды из трупов и горы из человеческих черепов!

В заключении хочется сказать пару слов о грозящей Земле экологической катастрофе. Легко могут спросить: решит ли то, что здесь говорилось в связи с третьей картиной, проблему экологии на Земле? Изменится ли что-нибудь в человечестве оттого, что столько-то смельчаков уйдут, так сказать, в свободный духовный полет? 
На это надо сказать, что эти и подобные вопросы поставлены опять же исходя из той перспективы, которая стояла перед глазами мыслителя-бездельника, предлагающего людям лестницу для спасения. Если уж мы решили уйти от этой перспективы, то и вопросы надо формулировать по-новому. На первое место, как единственный выход, надо поставить экологию души. Да, сообщество духовно-самостоятельных людей способно справиться с проблемами экологии, потому что они не вредят экологии и не участвуют во вредоносном забеге, у них развязаны руки. Сама экологическая катастрофа вторична - она следствие душевной катастрофы людей, которые отказываются идти самостоятельным духовным путем, а предпочитают бежать в тесной толпе за мнимыми материальными ценностями. Катастрофа возникает как наглядное предостережение, что дальше так нельзя. Однако люди все еще предпочитают крутиться в колесе времени, духовно бездействовать и ни за что не отвечать. Они еще не достаточно прозрели и, как дети, верят в чудеса прогресса - в то, что кто-нибудь из миллиардов бегущих в колесе уступит вдруг свое место в забеге ради решения какой-то там социальной проблемы. Этого не будет никогда! Ни одному из этих миллиардов несчастных никогда не придет в голову взвалить на себя общие человеческие проблемы и оказаться позади. Ибо все эти бегуны несчастны, а несчастный человек по определению не станет никому помогать, ибо ему тяжело, он устал, он не видит конца своей беговой дорожки, он мечтает отдохнуть - а вы говорите, решать! Нет, справиться с проблемами экологии могут только свободные от колеса времени люди, и на это с полной убедительностью указывают нам откровения таких художников, как Раиса Арефьева .

© Copyright: Михаил Андреев, 2010

 

Раиса !        Раиса Арефьева !       Творческий портрет Раисы Арефьевой !

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый Голос Москвы Эхо Москы
Стиль Москва Эхо Москвы
Новый стиль столицы Эхо Москвы