Изготовление картин на заказ

Стильные картины для интерьера

10.06.2010

Философия жизни или семнадцать мгновений пути.

Я не любитель философии и, если беру в руки какой-нибудь философский трактат, то не могу прочитать больше трех-четырех страниц. Однако совсем другое дело, когда философия написана в картинах. Изучать такие картины для меня самое высшее интеллектуальное удовольствие. В данной статье я предлагаю совершить легкий обзорный променад по философской серии картин «Путь» художника Раисы Арефьевой , которые можно не только смотреть, но и черпать в них жизненную премудрость.

Как вы думаете: в чем состоит высшая цель художника и вообще человека?
В стремлении.
Но в стремлении к чему?
Художник создает нечто зашифрованное в видимые образы, имагинации, над которыми человечество в последствии будет ломать голову: что этим художник хотел сказать, в чем состояла его идея.
Его идея состояла в том, чтобы вы почувствовали, и не только почувствовали, но и помыслили и, помыслив, создавали бы философию жизненного пути. Его картины - это зерна, которые будут произрастать в нашей душе.
Почему вы так смотрите на меня? Вы ждете от меня готовых ответов и решений, и хотите, чтобы вам всё было разжевано и с первого взгляда на картину понятно? Увы, художник пишет шедевры для своего собственного тренинга, он просто создает веселые картинки, которые тем и интересны, что в них не заложено программного курса обучения. Не будем же и мы искать в них глубоких истин, а будем просто жить в этих картинах и наслаждаться полетом, и если так смотреть, то философия жизни откроется сама собой!
Живопись ничему не учит, но размышляя над живописью, мы учимся, как нам дальше жить. Живопись - это как прекрасная бабочка, которую поймаешь и не знаешь, что с ней делать: толи засушить, толи отпустить на волю. Но от этого решения зависит, как повернется твоя судьба.


ДушаРаиса Арефьева «Душа»
Картина № 1 из Серии «Путь», холст/масло, 60х50, 2007-9


Эта небольшая картина служит как бы введением ко всему пути, и на ней хорошо видна главная особенность всей серии «Путь». Обратите внимание на синий фон - он присутствует до некоторой степени и на остальных картинах, которые не являются ни пейзажами, ни портретами, но космическими видениями. Посмотрите, ведь на этой картине нет ни верха, ни низа - всего, к чему мы привыкли, когда нас учили рисовать в школе. Это космическое пространство, однако не реальное физическое космическое пространство, а внутренний мир души или, как говорят, микрокосм. И на фоне этого бескрайнего микрокосма вдруг появляется, как путеводная звезда, некий объект или сцена. То же происходит и во внутреннем мире души, на безмятежном фоне которой время от времени появляются яркие сцены, путеводительные вехи, открытия и достижения. О них принято говорить как о видениях, в том смысле, что душа что-то узрела, нашла какую-то истину, открыла для себя какой-то принцип, закон или урок.
В данном случае на горизонте души появилась бабочка - толи павлиний глаз, толи махаон.
Что означает эта бабочка? Ничего особенного, просто бабочка. Вероятно, придуманная самим художником разновидность бабочки с индивидуальной пестрой раскраской. Поскольку эта картина первая из серии «Путь», на нее можно смотреть как на первую букву алфавита, и значение у этой бабочки тоже, как у буквы «А». Так как картина называется «Душа», то судя по всему, бабочка это и есть душа, то есть, она будет обозначать душу на всех последующих картинах. Это образная манифестация души. Картина как бы говорит: «Философ, обрати внимание, что у тебя есть душа!» Вот первое, очень важное духовное переживание, когда человек словно совершает открытие: «Я есть! Я живу! Я - гражданин большой Вселенной!» Это подобно тому, как философ Декарт воскликнул: «Я мыслю, следовательно я существую!»
Итак, все начинается с того, что на небосводе переживаний появляется эта «бабочка».
Однако, у картины есть другая важная особенность. Бабочка появляется не одна, а на фоне более светлого круга. Причем, внутренность этого круга опять же несколько темнее, и кажется, что он увлекает вдаль, получается как бы тоннель. Этот тоннель и есть путь, который предстоит душе. Открытие состоит в том, что человек в жизни начинает совмещать одно с другим. С одной стороны, он видит, что он душа и следовательно свободен в жизни, как бабочка, независимо от страданий и обязанностей, а с другой стороны, он видит, что эта свободная душа обязана пройти некий путь. Как только человек открывает в себе бессмертную душу, в следующий момент он осознает необходимость пути: «Будь свободен, как бабочка, но сумей пролететь через этот длинный тоннель».
И еще можно обратить внимание на восемь пятнышек на крыльях бабочки, но о значении числа 8 мы подождем говорить до следующей картины.


Раиса Арефьева «Начало» Начало
Картина № 2 из Серии «Путь», холст/масло, 80х60, 2007-10


На второй картине показан некий космический процесс. Что-то начинает раскручиваться из первого (нижнего, с глазом внутри) светлого круга, потом расходится из него спиральными ветвями и устремляется, также по спирали, к верхнему светлому кругу, внутри которого мы опять видим бабочку и опять с восемью точками на крыле. Вообще, надо сказать, что Раиса Арефьева это художник процессов, все ее картины читаются, как открытая книга, если разбирая, видеть в них то или иное духовное явление, духовный процесс или закон. Спираль - это символ движения, развития и преобразования, и часто художник изображает на своих картинах спирали, чтобы показать, что вещи не остаются застывшими, а эволюционируют. Также эволюционирует и человек, но не как животный вид и не только на протяжении тысяч и миллионов лет, но и на протяжении одной человеческой жизни. В данной картине человек стоит перед имагинацией собственного развития (трансформации), которое может начаться в любой момент жизни, когда он вдруг прозревает в суть вещей, и завершиться полным освобождением его духовно-душевного существа, показанного на картине, как конечная далекая цель, в виде бабочки в верхнем сияющем круге. То, что у человечества в целом занимает миллионы лет эволюции, у прозревшего человека достигаться в течении одной жизни, если он, конечно, встанет на путь трансформации. В этом состоит смысл человеческой жизни. Вот что хочет сказать картина.
Мы видим, что путь как бы начинается с глаза (то есть, с видения, прозрения), и поэтому его можно назвать путем видения. Видение (правильное, совершенное видение) является, таким образом, двигателем развития и трансформации человека и ведет его к полной окончательной свободе от уз материальности. Восемь точек на крыле бабочке, отмеченные стразами, означают, что этот путь восьмеричен по своей природе, то есть, состоит из восьми стадий или отрезков, которые необходимо по очереди или одновременно пройти. Природа человека многогранна, и одним видением невозможно ограничиться. Путь видения - это одна восьмая всего восьмеричного пути, и к этой стадии относятся первые две картины из серии «Путь».

 


БытиеРаиса Арефьева «Бытие»
Картина № 3 из Серии «Путь», холст/масло, 120х100, 2007-10

Третья картина, по моему мнению, рисует трагедию человека, который решил ограничится только совершенным видением и после этого не сделал ни шага. Его видение настолько правильное, настолько совершенное, настолько всеобъемлющее, что, как говорится, дальше ехать некуда. Вот он сидит внутри колеса времени и печально взирает своим всевидящим оком на человечество, обреченное на вечные страдания в Сансаре, как говорят буддисты. Картина, которая открывается перед ним, весьма неприглядная: они бегут тесной толпой, обгоняя друг друга, ступая по головам, невзирая на падших и отстающих, кто-то опережает остальных на целых две стадии, кто-то падает в провалы на ободе колеса и гибнет в гиене огненной, кто-то протестует против тотальности, старается самостоятельно слезть с колеса и тоже гибнет. А главное, что всё их бешеное эгоистическое стремление вперед, в так называемое прекрасное будущее, абсолютно ни к чему не приводит: своим движением они только, как белка, толкают колесо времени в обратную сторону - а сами остаются в том же положении, из которого тщетно желают выбраться! Нет никакого прогресса, никакого движения вперед! В своей погоне за сомнительными благами человечество топчется на месте! И мало того, что топчется, еще создает во Вселенной страшную вонь, истощает природные ресурсы, загрязняет среду обитания и теряет души. Война, ненависть, обман, эксплуатация слабых, развращение сильных, зомбирование массы, истребление талантливых и инакомыслящих стали в современном человечестве нормой. Более того, в своем стремлении обогнать других, никто не пошевелит пальцем, чтобы сделать хоть что-то для общего блага, ни один богатей не пожертвует малой части своих миллионов, чтобы помочь бедным, ни один участник забега не помянет добрым словом погибших.
И вот наш герой, вступивший на путь видения, созерцает всю эту ужасную картину и не знает, что с этим мировым кризисом делать. Его совершенное знание и ясновидческое прозрение в суть вещей нисколько ему не помогло. Он, как и другие, не решается пошевелить пальцем ради общего блага, и надеется, что спасение человечества придет от государства, церкви или сильных мира сего. Он прозрел только в мыслях, а в своих чувствах и поступках остался на уровне безумного человечества. Он сам участвует в общем забеге, завидует впередибегущим, и точно также ненавидит ближних, отнимает хлеб у наивных и слабых и безжалостно топчет падших. Ибо так делают все.



ИспытаниеРаиса Арефьева «Испытание»
Картина № 4 из Серии «Путь», холст/масло, 100х80, 2007-10

Картина «Освобождение» или «Испытание» характеризует следующий этап пути. До нашего героя внутри колеса времени, наконец, доходит, что нельзя больше сидеть сложа руки. Однако он превратно понимает свою миссию, полагая, что ему, такому умному и всевидящему, выпало спасти заблудшее человечество. Он начинает их учить, поощряет встать на свою точку зрения, что символически показано на картине в виде светящихся даров, которые он сыплет со своей высоты в людскую массу. Однако его просветительская миссия на этом и заканчивается, ибо никто не хочет подниматься на его вершину, некоторые продолжают бежать, другие только толпятся вокруг и хватают дары, но не в состоянии сделать ни шага для своего освобождения. Таков путь религии и церкви. Они хотя и видят падение и мирскую тщету цивилизации, но не в состоянии никому помочь, потому что понимают свою миссию превратно, лишь на словах.
Наряду с этим картина показывает другой альтернативный путь. Некий человек, вырвавшийся из основной массы вперед, угодил-таки в пролет между цифрами на ободе колеса времени и начал падать. Увидев бедственность своего положения и неминуемую гибель, он понимает, что ему надо научиться самостоятельно держаться в душевном пространстве и делать что-то такое, чего не делают окружающие тебя люди. С теми мыслями и чувствами, которые порождает во мне общественное окружение, когда я беру пример с других, я могу только падать. Но жизнь устраивает мне испытание, бросает меня в открытое пространство, и я вижу, что если срочно с собой что-то не предприму, не обрету крыльев, то неминуемо разобьюсь, несмотря на все мое возвышенное и такое правильное видение ситуации. Картина недвусмысленно показывает, что такой путь самоиспытания действительно есть и он начинается с индивидуальных упражнений, с воспитания собственных мыслей и чувств, а не с попыток спасти все человечество.


СтремлениеРаиса Арефьева «Стремление»
Картина № 5 из Серии «Путь», холст/масло, 90х70, 2007-10
Пятая картина является развитием предыдущей. Если раньше фрагмент с подымающимся на крыльях человеком был второстепенным и мелким, то теперь он становится крупным и основным. Такие взаимосвязи между картинами характерны для серии «Путь», художник часто выделяет из большой внутренней панорамы отдельный кусок, который ей наиболее интересен, и дает его крупным планом. Творческая работа над полотном приводит к тому, что перед ее внутренним взором возникают новые фрагменты панорамы и новые картины. Получается своего рода путешествие в картинах по внутреннему миру, каждая новая картина одновременно означает новый этап, новый шаг, новое жизненное свершение, логически вытекающее из поставленной цели. Это как книга жизни, глядя в которую, художник читает будущее, но книга без текста, возникающая целиком из внутреннего видения.
Как ведет себя в жизни человек, у которого выросли крылья? За счет чего ему удается держаться и подниматься ввысь?
Вообще говоря, крылья и полет на крыльях означают чувства, сферу чувств. На картине символически изображен человек, который сознательно искореняет из своей душевной жизни все чувства, которые его тянут вниз, и воспитывает те чувства, которые позволяют подниматься вверх.
Мне кажется, что немаловажную роль играет тот светлый поток на картине, в котором двигается человек. Нетрудно догадаться, что это тот же самый свет, который на второй картине «Начало» показан в виде свечения вверху. Этот светлый поток помогает человеку проанализировать и увидеть чувства ненависти, жадности, неудовлетворенности, беспокойства, тревоги и страха, которые движут людьми в колесе времени. Кстати, это колесо теперь уходит из поля зрения, от него остался только один сегмент. Это значит, что человек решил все делать по-другому, он решил наперекор всему человечеству воспитывать в себе прямо противоположные чувства: любви, щедрости, сострадания, уверенности, спокойствия и бесстрашия. Он упражняется в доброжелательности ко всем людям, и это освобождает его от колеса и делает возможным подъем.

 

 

УгрозаРаиса Арефьева «Угроза»
Картина № 6 из Серии «Путь», холст/масло, 80х60, 2007-10

На шестой картине поднимающийся ввысь человек показан еще более крупным планом. Теперь отчетливо видно, что это «она», то есть, красивая и сильная в плане высших чувств душа. В ней все гармонично, по-прежнему она движется вперед и вверх, а от колеса времени не осталось и следа. По сути дела, эта картина символизирует полностью развитую, самостоятельную и окрепшую благодаря упражнениям в воспитании гармоничных чувств душу. Ей чуждо все нервное, мелочное, эгоистичное, любая погоня за материальными благами, любая зависимость от обстоятельств, она вся в стремлении к высшему и к духовному. Это картина так называемой духовной жизни, возвышенной, трудолюбивой, экологически чистой, умеренной, честной, которую все добрые люди на земле так стремятся вести, но которую всегда что-то мешает реализовать: то материальная и личная неустроенность, то занятость, то «неправильная» семейная и политическая обстановка, то собственные амбициозные планы, то вообще непонятно что - какая-то энергетическая слабость, забывчивость, невостребованность...
Но вот на фоне этой, с таким трудом организованной духовной жизни вдруг появляется красное тревожное пятно, которое грозит пронзить и повергнуть душу вниз. Картина так и называется «угроза», и эта угроза появляется сверху, со стороны духовного мира, как предупреждение человеку, что если он дальше будет продолжать делать все в том же духе, то будет уничтожен. Казалось бы, почему? Человек вырвался на свободу из колеса времени, нашел собственный самостоятельный путь, занимается очищением души и т.д. Все было так хорошо, но опять что-то не так! Над творческой личностью постоянно что-то нависает - нас всегда норовят запретить, прогнать, сократить, обмануть - автор пока не поясняет, что именно угрожает, но ясно, что совершать дальше свой духовный полет душа не может, так сказать, не вернувшись на землю. Это предмет следующей картины.

 

 сад

Раиса Арефьева «Яблоневый сад моего детства»
Картина № 7 из Серии «Путь», холст/масло, 70х90, 2007-10

По сравнению с предыдущими картинами «Сад моего детства» представляет неожиданный поворот. Исчез этот темно-синий космический фон, и вместо него появился сине-зеленый фон яблоневого сада с фигурой одетой в белое платье девочки. Этот образ вторгается во внутреннюю жизнь художника, как предупреждающий, что цель жизни на земле не сводится к творчеству и к упражнениям в духовной жизни. Духовная жизнь это хорошо, но душа родилась на земле, чтобы наслаждаться земной жизнью, ее плодами и сокровищами, бродить по яблоневому саду, наблюдать природу с ее законами, смену времен года, познавать мир - вот когда душа будет счастлива!
Кто эта девочка? Символически это как бы ангел-хранитель человека, который говорит душе: «Я уготовил для тебя лучшую жизнь, ты достойна лучшей жизни!»
Итак, душа проситься обратно на землю из своих космических высей, куда она забралась в погоне за самостоятельностью и свободой. Твори на земле! - вот о чем говорит картина. - Если не последуешь этому предупреждению, то погубишь маленькую девочку, которой было так хорошо в стране своего детства, ты погубишь себя, и тебя ждет разочарование на пути, а потом падение.
Эта картина - очередное познание человека. Раньше человек носил духа своего детства внутри себя, лишь смутно его осознавая. Порой дух детства мощно заявлял о себе, капризничал, плакал. Теперь он объективировался, и человек начинает относиться к нему как к самостоятельному духовному существу, говорить ему «ты». Обратите внимание на жест девочки, на немую просьбу в глазах помочь ей в ее игре. Дух детства играет с соломенной куклой. Эта игра для нее важнее всех наших социальных передряг и катастроф. Отныне человек сознательно отведет ей в душе свое место, и будет разговаривать с ней и играть с нею в куклы, несмотря на все большое и серьезное, что он предпринимает и делает на земле.

 

бессонницаРаиса Арефьева «Бессоница»
Картина № 8 из Серии «Путь», холст/масло, 70х60, 2007-10

Зловещий рассвет на хмуром облачном небе. Картина символизирует переживание души при возвращении обратно в «злой» мир, в общество, после длительного отрезка духовного пути. Оказывается, этот мир со своими городами и небоскребами погружен в глубочайший сон, по своему душевному ощущению это темная ночь, горит лишь одно окно на верхнем этаже, лишь одна душа встречает рассвет. Художнику и человеку предстоит пройти через состояние жуткого одиночества, когда он один зрячий среди миллионов слепых. Уметь жить той жизнью, которой живут миллионы в этом слепом городе, но не закрывать глаза. Бессонница это также искусство сохранять сознание во время сна, искусство распознавать образы, разгадывать символы и сны.
С объективной точки зрения человек, проходящий этот этап, превращается как бы в глаза мира. Ибо миру необходимо, чтобы кто-то видел и понимал, что творится. Слепые, конечно, не подозревают, что среди них есть человек, который видит, равно как не понимают, что значит «видеть» и для чего это надо.
Художнику дана способность видеть те образы и картины, которые должны увидеть все люди, живущие на земле, но которые пока видит только он. Благодаря его творчеству, эти невидимые картины, переносятся на холст и становятся видимыми для всех. Теперь все люди могут прочитать накопленный художником опыт, и получается, что сам художник приносит в этот мир долгожданный рассвет.

 

 

 

 

 

катарсисРаиса Арефьева «Катарсис»
Картина № 9 из Серии «Путь», холст/масло, 70х60, 2007-10

Девятая картина из серии «Путь» является логическим продолжением восьмой и шестой - угроза все-таки подействовала. Теперь человек не только видит все, что творится в мире, но переживает на себе мировую боль от того, что творится. Ибо люди не чувствуют боль, которые их поступки причиняют другим людям и существам, из-за своей тупости и нечувствительности, подобно тому, как подросток, подстреливший птицу, не понимает, что этой птице больно. Также и природе больно оттого, что ее превращают в мировую помойку, экспериментируют с климатом и безжалостно и бестолково расходуют ее ограниченные ресурсы. Но кто-то должен научиться воспринимать эту мировую боль, иначе человечество вообще не сможет развиваться и погибнет! Естественно, эту роль берет на себя тот, кто через упражнения в сострадании научился чувствовать чужую боль, как свою. Эта мировая боль буквально пронзает и уничтожает его.
Слово «катарсис» означает очищение души, но очищение через боль и страдание. Человек вначале не понимает, что с ним происходит, за что он, такой «простой, разумный, добрый» должен выносить эти незаслуженные выпавшие на его долю страдания. Причем, только он один! Другие люди не переживают и тысячной доли того! Ему кажется, что его словно пронзает некое копье, что его сердце выбито и истекает кровью. Эти страдания могут повергнуть его и вынудить отступить. Однако переломный момент начинается тогда, когда он понимает, что это не он страдает, а мир. Он всего лишь стал органом восприятия мировой боли.
Картина является хорошей иллюстрацией к словам Мебель Коллинз из книги «Свет на Пути»:
«Прежде, чем глаз сможет узреть, он должен отучиться от слез.
Прежде, чем ухо окажется в состоянии внимать, у него должна исчезнуть чувствительность.
Прежде, чем голос сможет говорить перед Учителями, он должен разучиться ранить.
И прежде, чем душа сможет предстать перед ними, кровь ее сердца должна оросить ее ступни».

 

чайка джонатанРаиса Арефьева «Чайка Джонатан Левингстон. Море. Пейзаж.»
Картина № 10 из Серии «Путь», картон/темпера, 50х40, 2007-10

Десятая картина пути как по технике письма, так и по формату резко выбивается из всей серии. Какое основание имела художник включить этот маленький обыкновенный морской пейзаж в свою последовательность духовных откровений? Однако в творчестве ничего не бывает просто так. У художника бывают открытия - их можно назвать даже великими открытиями - когда под влиянием или прекрасного пейзажа, или моря, или прочитанной книги Ричарда Баха человек вдруг понимает смысл своего творческого пути. Он испытывает состояние умиротворенного блаженства, когда можно сказать: «Отпустило». Теперь может взглянуть на свою творческую биографию как бы с высоты птичьего полета и найти в ней многочисленные связи, может объяснить все свои переживания и события жизни. Наступает такой момент, когда художник чувствует себя безмерно обогащенным, ему становятся доступны высочайшие точки зрения и состояния сознания, на которых он может «присесть» и отдохнуть, подобно тому как чайка садится на скалы. И как чайка он может свободно парить в этом бескрайнем пространстве, испытывая новые состояния, открывая для себя все новые виды и перспективы. Это состояние величайшего вдохновения и инспирации характеризует тот этап пути, когда Фауст признается Мефистофелю: «Высокий дух, ты дал мне все, о чем просил...».
Море же здесь символизирует все картины, включая «Катарсис», которые виделись ему до того. Теперь человек словно поднялся над морем своих образных переживаний и имагинаций, находивших на него раньше стихийно и довлеющих над ним. Отныне он может свободно выбирать из них самые значимые, рассказывать о них другим, систематизировать и, конечно, описывать в литературной и живописной форме. И теперь становится еще более интересно: что же будет там впереди?

 

 аромат любви

Раиса Арефьева «Терпкий аромат любви»
Картина № 11 из Серии «Путь», картон/темпера, 70х50, 2007-10

Эта и следующие три картины представляют из себя те высокие духовные состояния, которые становятся доступными для души после того, как она прошла через катарсис. Теперь человек научился входить в эти состояния и, погружаясь в них на некоторое время, может практиковать дальнейшее укрепление души и развитие творческих способностей.
Вы, конечно, думаете, что купаться в море цветов, возможно, и является чей-то блаженной мечтой, но в обычной практической жизни это не реально. Искусство, однако, дает такую возможность, и, глядя на эту картину, мы можем представить, что переживает душа в первом из указанных высоких духовных состояний. Земной (а не синий космический) фон картины, означает, что это состояние переживается в обычной повседневной жизни, без выхода из тела.
Душа может позволить себе в некотором смысле забыться и ощутить себя без груза воспоминаний и забот. Она может не считаться с реалиями земного мира, не стесняться своих чувств и действовать исключительно по велению сердца без всякой оглядки, к чему это приведет. Душа может вести себя, как влюбленная девушка, и упиваться своим состоянием влюбленности, словно она вдыхает запах роз; поэтому картина и называется "Терпкий аромат любви". Однако в отличие от первой, она вызывает теперь это блаженное состояние влебленности произвольно, и ей не надо, чтобы в ее жизнь вторгался предмет любви. Это значит, что во время своего дневного бодрствования, не теряя сознания и не показывая виду, она может впитывать аромат жизни и, таким образом, черпать из дневных грез силы и идеи для своего творчества.

 

спасениеРаиса Арефьева «Спасение»
Картина № 12 из Серии «Путь», холст/масло, 90х70, 2007-10

Говоря о произведениях Раисы Арефьевой , в том числе о таких, которые являются указателями этапов духовного пути, я выражаю лишь свое личное видение каждой картины и свое личное мнение, что здесь есть такая-то система и такая-то связующая идея. Мне, однако, не хотелось бы однозначно привязывать картины к этапам пути и говорить типа того, что на этой картине вы видите первый этап, на этой - второй и т.д. Каждый имеет право находить свои ключи к пониманию картин, надо просто до известной степени непредвзято попытаться понять их язык. Они, конечно, говорят сами за себя, однако рассмотрение может стать более многосторонним и многоплановым, когда вы сопоставляете одну картину с другой. Мы уже говорили о том, что одна картина может как бы вырастать из предыдущей благодаря тому, что увеличивается какой-то ее фрагмент, или вытекать из нее, как логическое следствие и продолжение. Но могут находиться и другие более сложные и многоговорящие связи, которые становятся очевидными, например, когда на разных картинах серии встречаются одни и те же предметы, такие как бабочка или как сердце на данной картине, которое мы уже видели в «Катарсисе». Что означает это новое появление сердца на другой картине? Что хотел сказать этим художник? Надо научиться читать эти загадочные письмена, и мне представляется это одновременно и трудной и увлекательной задачей.
На что хочется обратить внимание в картине «Спасение»? Кого спасают, или кого надо спасать?
Вот, вы видите глубокий темно-синий фон. Он свидетельствует о том, что духовное переживание, связанное с данной картиной, относится к самым высоким и труднодостижимым. Оно требует известной подготовки и целенаправленного поиска со стороны души, ибо представьте, что фигура ангела-хранителя с крыльями затерялась бы на фоне бескрайнего космического пространства. Тогда ее легко не заметить, пройти мимо! И эта синяя тональность картины есть указание на некоторое высокое чистое переживание души, к которому надо стремиться, чтобы его достигнуть.
В чем же оно состоит?
Очевидно, что падающее сердце, которое ангел-хранитель так мягко и ловко принимает в свою руку, и есть то самое сердце, которое было однажды выбито копьем из груди в картине «Катарсис». Глядя на эту картину, душа может ощутить себя в роли спасателя, поднимающего сердце другого человека. Я думаю, что речь идет здесь о доверии к миру. В мире действуют силы, которым можно довериться, в нужный момент они поддержат и не дадут человеку упасть. Чем больше мы помогаем и спасаем в беде других людей, благодаря тому что мы научились видеть, тем больше возрастает и наше собственное доверие к миру, к тому, что наше сердце не упадет и не разобьется при любых испытаниях. Данная картина предлагает пережить некое состояние сознания, когда испытываешь безграничное доверие к миру.

 

 исцеление

Раиса Арефьева «Исцеление»
Картина № 13 из Серии «Путь», холст/масло, 90х70, 2007-10


Тринадцатая картина «Исцеление» того же размера и выдержана в тех же тонах, что и предыдущая картина «Спасение», и как и все картины, является фрагментом одной большой панорамы. Очевидно, речь идет о еще одном состоянии сознания высокого порядка. Возможно, их даже несколько таких состояний. В обеих картинах есть элемент странности (например, эта зияющая дыра в груди), который наводят на мысль о магии, однако это всего лишь художественный прием, введенный в картину с целью показать, что эти переживания не доступны обыкновенному человеческому сознанию. Ибо эти состояния стали возможны для души, когда она прошла через катарсис.
Что же это за переживание?
Мы видим, что ангел-хранитель словно колдует над телом человека, у которого вырвано сердце, то есть лечит его душевную рану, совершая периодические движения рукой. Глядя на картину, можно даже почувствовать, как он то плавно приближает руку к груди исцеляемого, то удаляет ее - таким образом он исцеляет, возвращает сердце в обессилевшее тело поверженной фигуры. Он склонился и смотрит, как происходит возвращение ее к жизни, но характерно, что ни он, ни она не наблюдают за движением рук. Хочется спросить: почему?
Наверное, потому что не человек это исцеление производит, но это происходит через него. Душа чувствует свое тело, как плацдарм для действия мировых целительных сил.
Данная картина указывает на то переживание сознания, когда человек ощущает в себе поток исцеляющих сил, который начинает его переполнять, он чувствует, что все его существо пронизано мощным целительным импульсом. Он может идентифицировать себя в этой картине и с исцеляемым и с целителем. Это не значит, конечно, что он вдруг в одночасье стал магом или врачом, но если однажды переживаешь состояние, показанное на картине, вера в свои целительные способности многократно возрастает.

 

дружба


Раиса Арефьева «Друзья»
Картина № 14 из Серии «Путь», холст/масло, 40х50, 2007

Трудно сказать, почему здесь наряду с такими космическими полотнами, очутилась и эта простая реалистическая картинка. Ребенок сидит на склоне высокой горы в обнимку с собакой - очень трогательная сцена. Не делает ли это автор для противопоставления? Можно много рассуждать о великих космических свершениях, о прогрессивных общественных преобразованиях, о мире и взаимопонимании между народами - а такая дружба дороже! Что это? Переоценка всех ценностей?
Вероятно, здесь все-таки идет речь о еще более высоком состоянии сознания, чем три предыдущих. Именно поэтому четырнадцатая картина и вставлена в серию. Во всяком случае то, что это состояние самое блаженное и спокойное из них, можно сказать точно. Не будем так же забывать и про дух детства, который по-прежнему следует за душой по пятам и постоянно ее теребит, чтобы и ему нашлось в этой жизни место.
Однако на картину можно смотреть еще и под другим углом - ведь это четвертая с конца картина. А четвертой с начала картиной была, как вы знаете, «Испытание», самая проблематичная и самая критичная из всех картина, на которой непонимание между людьми было возведено в наивысшую степень. А здесь вы видите, наоборот, самое полное понимание! Таким образом, данная картина указывает на этап пути, когда человек учится пониманию другого человека, без слов, телепатически - потому что собака и человек общаются не словесно - то есть, интуитивно, непосредственно читая в душе мысли и чувства друг друга.
Можно спросить: почему же то самое обыкновенное и простое, что необходимо людям больше всего на свете, стоит чуть ли не в самом конце пути? Почему бы сразу не начать с этого наш путь и учиться взаимопониманию? Наверное потому, что это самое простое было невозможно ни в четвертом, ни в пятомсостоянии, ни в любом другом, потому что оно тогда вылилось бы в пустой призыв: «Ребята, давайте жить дружно!» Чтобы надежно и не на словах достичь самой простой человеческой любви, надо идти к этому через ряд более сложных состояний, не сокращая и не упрощая путь. Такова мудрость жизни.

 

 

свет сердцаРаиса Арефьева «Свет сердца. Переживание»
Картина № 15 из Серии «Путь», холст/масло, 90х70, 2007-10

Итак, наивысшее достижение души это интуиция, то есть, непосредственное, без речи и без слов постижение мыслей, и чувств, и всего существа другого человека. Эту способность человек сначала приобретает в том состоянии сознания, которое образно было показано в предыдущей картине - на горе. Однако теперь предстоит реализовать эту способность не в неком отрешенном состоянии на горе, а в нашем обычном реальном мире. Вот об этом и рассказывает пятнадцатая картина.
На ней мы видим женщину, обычную, и без крыльев, и одетую, и в обычной обстановке, которая делает некий жест в области сердца, создавая руками своеобразную оболочку. Оболочку для чего? Для своего внутреннего видения. Это внутреннее видение показано в виде светящегося овала, и на нем мы видим, словно на мониторе телевизора некую сцену: он и она идут вместе, она идет, чуть-чуть опережая, и ведет его за руку - путь вдвоем. Эта сцена есть имагинация жизненного пути двух людей, которую женщина при помощи своей интуиции видит во внешнем мире. Это предмет ее внутреннего интуитивного восприятия, которое можно также назвать мышление сердцем. И вот теперь женщина создает для своего внутреннего видения некую оболочку руками. Что значит этот жест?
Это значит, что в области ее сердца создается новый орган восприятия, своего рода третий глаз, для которого веками служат одна и вторая рука. И этот новый орган восприятия отвечает за интуицию. Формирование нового органа восприятия, отвечающего за интуицию, телепатию, исцеление и т.д., есть наивысшее достижение пути.
В этой картине - желание хранить гармонию , любовь как величайшую ценность и страх за эту ценность, боязнь разрушения.

 

 

победа

Раиса Арефьева «Победа, весна, любовь»
Картина № 16 из Серии «Путь»