Изготовление картин на заказ

Стильные картины для интерьера

Болгария. Художники болгарии (болгарские художники)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художники Болгарии, живопись и скульптура Болгарии.
Художники Болгарии (болгарские художники)


Болгария (болг. България, официальное название - Республика Болгария (болг. Република България [rɛˈpublikɐ bɤ̞lˈɡarijɐ])) - государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Занимает 22 % его площади. Страна получила название по этнониму народа - болгары.
Болгария Республика Болгария с востока омывается Чёрным морем. На юге Болгария граничит с Грецией и Турцией, на западе Болгария имеет границы с Сербией и Македонией, на севере Болгария граничит с Румынией .
Болгария История Болгарии Самым древним населением современной территории Болгарии, о котором имеются достоверные сведения, были фракийцы, индоевропейские племена, жившие здесь как минимум с I тысячелетия до н. э. К I веку до н. э. фракийские земли вошли в состав Римской империи и были поделены между провинциями Фракия и Мизия. Несколько веков раннее на побережье возникли греческие колонии, от которых фракийцы в результате переняли греческий язык. После раздела Римской империи в 395 году на Западную и Восточную обе провинции перешли в Восточную Римскую Империю. C VII века н. э., в результате Великого переселения народов, на Балканском полуострове начали селиться южные славяне, постепенно ассимилировавшие остатки фракийцев.


Болгария История Болгарии Первым государством болгар, о котором сохранились точные исторические сведения, была Великая Болгария, государство, объединявшее древние племена протоболгар и просуществовавшее в причерноморских и азовских степях в течение всего несколько десятилетий. Столицей древнего государства Великая Болгария был город Фанагория, а его основателем и правителем был хан Кубрат. Подданными древнего государства Великая Болгария являлись разные племена тюркоязычных древних болгар.
Болгария История Болгарии Первое Болгарское царство
После смерти Кубрата государство Великая Болгария распалось и сыновья хана, каждый со своим племенем, откочевали в разные направления. Кубрат умер в 665 году, а наступление хазар началось ещё до его смерти.
Болгария История Болгарии Первое Болгарское царство
Существует легенда, что перед смертью Кубрат завещал своим сыновьям быть едиными, как пучок стрел, однако превосходство хазар было так велико, что раздел Великой Болгарии был предрешен ещё до смерти Кубрата.
Болгария История Болгарии Первое Болгарское царство
Ещё одна путаница возникает по вопросу, сколько лет длилось переселение болгар под предводительством Аспаруха. Битва с Византией произошла в 680 году, а от столицы Великой Болгарии, Фанагории, которая находилась на Таманском полуострове Крыма, до устья Дуная всего несколько сот километров. Кроме того, болгары совершали несколько рейдов на Балканы в 6-ом и начале 7-ого века, так что Балканы им были хорошо знакомы.
Болгария История Болгарии Первое Болгарское царство
Скорее всего, Аспарух долгое время обдумывал куда идти среди враждебных народов - эту версию невозможно доказать, ввиду отсутствия источников того времени. Болгары знали, что на территории Византии севернее Балканских гор славянские племена были многочисленны, но ввиду своей разрозненности не могли противостоять хорошо организованным византийским войскам. У славян не было конных войск, ополчение состояло только из пехоты. Болгары, как часть гуннского вторжения в Европу, имели одну из лучших конниц того времени - как и у монголов, среди болгар «джигитовка» начиналась в возрасте 3-4 лет от роду. На территории нынешней северной Болгарии существовал союз Семи славянских племен - от реки Тимок на запад, Балканские горы на юг, Чёрное море на восток и Дунай на север - это были те славянские племени, с которым Аспарух заключил союз. Союз этот был взаимовыгодным - кажется невероятной легенда, что славяне встретили хлебом и солью воинственное племя всадников с хорошей государственной организацией. Вплоть до крещения Болгарии в 863 году болгары составляли аристократию и верховенство армии, лишь затем после длительного периода образовался единый болгарский этнос. Один из сыновей Кубрата - Аспарух, со своим племенем занял земли за рекой Днестр на северо-западном побережье Чёрного моря. Там он вошёл в союзные отношения с местными славянскими племенами и в 681 году основал Болгарское государство, так называемое Первое Болгарское царство.
Болгария История Болгарии Первое Болгарское царство
Официальной точкой отсчета существования Первого Болгарского Царства является подписание договора болгар с Византией после военного поражения последней в устье Дуная, по которому Византия обязалась платить болгарам дань. Столицей государства стал город Плиска. В состав государства вошли протоболгары, славяне и небольшая часть местных фракийцев. Впоследствии эти этносы образовали народ славянских болгар, получивших название по стране и говоривших на языке, от которого произошёл современный болгарский. В начале IX века территория государства существенно расширилась за счёт завоёванного Аварского каганата.


Болгария История Болгарии Первое Болгарское царство
До 865 года правители Болгарии носили титул хана; при царе Борисе страна официально приняла христианство (от Византии, по восточному обряду), и правители стали носить титул князя, а затем царя.
Болгария История Болгарии Первое Болгарское царство
При царе Симеоне государство достигло своего геополитического апогея и включало территории современных Болгарии, Румынии, Македонии, Сербии, восточную часть современной Венгрии, а также южной Албании, часть континентальной Греции, юго-западную часть Украины и почти всю территорию европейской Турции. Столицей стал Преслав, в противовес бывшей языческой столице. При Симеоне Болгарское государство также пережило небывалый культурный расцвет, начавшийся с создания письменности Кириллом и Мефодием, был создан огромный корпус средневековой болгарской литературы.
Болгария История Болгарии Первое Болгарское царство
Практически всю историю своего существования Первое Болгарское царство вынуждено было воевать с Византией. После удачных войн и завоеваний амбиции образованного Симеона возросли настолько, что он считал, что должен стать императором Византии, покорив её, а также добивался международного признания статуса империи (царства) для своего государства и независимой церкви. Его мечты осуществились частично при правлении его сына, однако Симеон ошибся, назначив своим наследником своего второго сына - Петра I, считавшего, что его призвание - быть монахом, а не царем. В конце правления Петра империя болгар стала крушиться под ударами Византии и венгров, а финальным ударом стал поход киевского князя Святослава, который при помощи не очень большого войска на время захватил столицу и часть территории. Будущий царь и полководец Самуил успел вернуть большую часть территории империи, однако была утеряны столица и фракийские территории, составлявшие «сердце страны», а также северо-западные территории, доставшиеся мадьярам.
Болгария История Болгарии Первое Болгарское царство


В 1018 году после смерти Самуила Болгария была завоёвана Византией и прекратила своё существование почти на два века. С 1018 по 1187 годы территория Болгарии являлась провинцией Византии, хотя была подтверждена автономия болгарской церкови (Охридского архиепископа). Страна пережила за это время два неудачных восстания, Петра Деляна и Константина Бодина. В XI веке Болгарии в составе Византии последовательно угрожали норманны (варяги), печенеги и венгры. В 1185-1187 годах восстание под предводительством братьев Ивана Асеня и Петра привело к освобождению страны от византийского правления и установлению Второго Болгарского царства.
Болгария История Болгарии Второе Болгарское царство
Боляры рода Асен, жившие в Тырново, в 1185 году отправили посольство к византийскому императору Исааку Ангелу с просьбой подтвердить их владения. Высокомерный отказ и избиение посольства стали сигналом к восстанию. За короткое время восстание охватило территорию от Балканских гор до Дуная. С этих пор начался и союз болгаров с половцами, известными в Болгарии как куманы - половцы неоднократно воевали рядом с болгарами против византийцев.
Болгария История Болгарии Второе Болгарское царство


Второе Болгарское царство существовало с 1187 по 1396, новой столицей стал город Тырново. В 1197 году Асен I был убит мятежным болярином Иванко, который перешёл на сторону Византии. Петр, средний из братьев, тоже пал от руки убийц. В южной Болгарии существовали два независимых государства - во главе с воеводой Добромиром Хризом в нынешнем городе Мелнике, и деспотом Славом в Родопах, его крепость Цепина ныне не существует. Став царём в 1197 году, Калоян жёстко подавил оппозицию и начал быстрое расширение Болгарии. Последний очаг Византии в северной Болгарии, Варна - тогда Одессос, была взята штурмом 24 марта 1201 года, в пасхальное воскресенье. Весь византийский гарнизон был перебит и похоронен в рвах крепости. Калоян, который во время царствования своего брата Асена I был заложником в Констанинополе, получил хорошее греческое образование. Тем не менее, он получил прозвище «Ромеоубийца». Воспользовавшись разгромом Византии крестоносцами, он нанёс несколько крупных поражений Латинской империи, разгромив войска IV Крестового похода, и распространил своё влияние на большую часть Балканского полуострова. После взятия Константинополя войсками четвёртого крестового похода, Калоян начал переписку с папой Иннокентием, и получил от него титул «император». В 1205 году, вскоре после разгрома крестоносцев, болгарские войска подавили византийское восстание в городе Пловдив - предводитель восстания Алексей Аспиета был повешен головой вниз.


Болгария История Болгарии Второе Болгарское царство
После смерти Калояна Болгария потеряла существенную часть территории, но затем достигла наивысшего могущества при царе Иване Асене II (1218-1241), который контролировал практически весь Балканский полуостров. В 1235 году был восстановлен болгарский патриархат, но всё свое правление Иван Асень II поддерживал отношения с католическими странами. В последний год своего правления победил пришедших из Венгрии монголов.
Болгария История Болгарии Второе Болгарское царство
После смерти Ивана Асеня II государство стало ослабевать. Монголы всё-таки разорили его в 1242 году, и Болгария вынуждена была платить им дань. В XIII веке Болгария снова потеряла большую часть своих территорий, перешедших к Венгрии и наследникам Византии, а также утратила контроль над Валахией. Династия Асеней прервалась в 1280 году. Царь Феодор Святослав из следующей династии, Тертеров, в 1300 году подписал соглашение с татарами, по которому получил Бессарабию и перестал платить дань. В 1322 году он же подписал договор с Византией, закончивший долгий период войн.
Болгария История Болгарии Второе Болгарское царство
Дальнейшая история Болгарии представляет собой постоянные войны с Венгрией и Сербией. Краткий период расцвета приходится на начало правления царя Иоанна-Александра (1331-1371), когда Болгария смогла победить сербов и установить контроль над Родопами и побережьем Чёрного моря. На это время также приходится подъём культуры, получивший название «второго золотого века».


Болгария История Болгарии Второе Болгарское царство
В 1353 году в Европу переправились турки, взявшие в 1362 году Пловдив, в 1382 - Софию, а в 1393, после трёхмесячной осады, - Велико-Тырново. После смерти Иоанна-Александра Болгария распалась на два государства - со столицами в Видине и Велико-Тырново - и не смогла оказать османам никакого сопротивления. Последний город Тырновского царства, Никопол, был взят турками в 1395 году, а Видинское царство - в 1396 году. На этом, Второе Болгарское царство прекратило своё существование.
Болгария История Болгарии Османское господство
В конце XIV века Болгария была завоёвана Османской империей. Сначала Болгария находилась в вассальной зависимости, а в 1396 году султан Баязид I аннексировал Болгарию после победы над крестоносцами в битве при Никополе. Результатом пятисотлетнего турецкого правления было полное разорение страны, уничтожение городов, в частности, крепостей, и уменьшение населения. Уже в XV веке все болгарские органы власти уровнем выше коммунального (сёл и городов) были распущены. Болгарская церковь потеряла самостоятельность и была подчинена константинопольскому патриарху.
Болгария История Болгарии Османское господство
Земля Болгарии формально принадлежала султану как представителю Аллаха на земле, но реально её получали в пользование сипахи, которые должны были выставлять конницу в военное время по приказу султана. Количество войска было пропорционально размеру земельного владения. Для болгарских крестьян эта система феодального землевладения сначала была легче, чем старая феодальная болгарская, но турецкая власть была глубоко враждебна ко всем христианам. Несмотря на то, что те крестьяне, которые жили на земле, принадлежавшей исламским религиозным учреждениям - вакиф - обладали некоторыми привилегиями, все болгары были в бесправном статусе - т. н. «рая» (тур. стада). Османы пытались обратить все население насильственно в ислам, хотя все христиане, включая живших на землях вакиф, платили больше налогов, чем мусульмане, не имели права на ношение оружия, и к ним применялись многие другие дискриминационные меры по сравнению с мусульманами. Большинство болгар остались христианами, обратившиеся насильственно в ислам болгары - т. н. помаки, в основном в Родопах, сохранили болгарский язык и многие традиции.
Болгария История Болгарии Османское господство
Болгары сопротивлялись и поднимали многочисленные восстания против Османской империи, наиболее известные из которых восстание Константина и Фружина (1408-1413), Первое Тырновское восстание (1598), Второе Тырновское восстание (1686), восстание Карпоша (1689). Все они были подавлены.


Болгария История Болгарии Османское господство
В XVII веке султанская власть, а вместе с ней и установленные османами институты, в том числе землевладения, начали ослабевать, а в XVIII веке вошли в кризис. Это привело к усилению местных властей, иногда устанавливавших очень жёсткие законы на принадлежавших им землях. В конце XVIII и начале XIX века Болгария фактически впала в анархию. Этот период известен в истории страны как курджалийство по бандам курджали, терроризировавшим страну. Многие крестьяне бежали из сельской местности в города, некоторые эмигрировали, в том числе на юг России.
Болгария История Болгарии Конец Османского господства
Одновременно XVIII век был ознаменован началом Болгарского возрождения, связанного в первую очередь с именами Паисия Хилендарского, написавшего болгарскую историю в 1762 году, и Софрония Врачанского - и с национально-освободительной революцией. Этот период продолжался до получения Болгарией независимости в 1878 году.
Болгария История Болгарии Конец Османского господства
В этот период Болгары были признаны отдельной национально-конфессиональной группой в империи (до того, они административно рассматривались как члены миллет-и-рум[6], объединявшего всех православных подданных султана под началом Вселенского патриарха) вследствие султанского фирмана при визире Аали-паше, провозглашённого 28 февраля 1870 года, который учреждал автономный Болгарский экзархат.


Болгария История Болгарии Конец Османского господства
Часть Болгарии получила права административной автономии в составе Османской империи после поражения Турции в войне с Россией 1877-1878 годов
С 1879 года, когда была принята достаточно либеральная Тырновская конституция, государство стало княжеством, во главе с князем Александром I Баттенбергом (prinz Alexander Joseph von Battenberg), которого сменил Фердинанд I (Ferdinand Maximilian Karl Leopold Maria von Saxe-Coburg-Gotha, князь с 7 июля 1887 года до 22 сентября 1908 года, когда объявлена независимость княжества Болгарии от Османской империи, и царь Болгарии с 22 сентября 1908 года до 3 октября 1918 года).
Столицей Болгарии стал город София. София остается столицей Болгарии и в настоящее время.

Болгария История Болгарии Новейшее время
С 1908 года Болгария вновь независимое государство.
Болгария История Болгарии Новейшее время Начало 20 века
В 1912-1913 участвовала в Балканских войнах, в результате которых получила за счёт Османской империи территориальные приобретения в Македонии и Фракии и выход к Эгейскому морю.
Болгария История Болгарии Новейшее время Начало 20 века
В Первой мировой войне Болгария выступила на стороне Германии. Потерпев поражение, лишилась значительной части своей территории и выхода к Эгейскому морю. 2 октября 1918 на престол вступил царь Борис III после отречения своего отца царя Фердинанда. После 1920 г. Болгария стала одним из крупнейших центров Русской Белой эмиграции. Вплоть до 1944 г. в Болгарии действовал 3-й Отдел Русского Обще-Воинского Союза. В периодах между войнами, царь Борис III успешно отражал атаки разных правительств, которые пытались отобрать власть у монарха и сделать монархию чисто формальной.
Болгария История Болгарии Новейшее время 20 век


К началу Второй мировой войны царь Болгарии Борис III стремился обеспечить нейтралитет Болгарии. Но ввиду усиливающегося влияния Германии, Болгария стала на её сторону в войне, что принесло Болгарии возврат северо-восточной области Добруджа, принадлежащей Румынии, отобранной после неудачной Второй балканской войны. Царь Борис III в 1943 году успел осудить желания Германии о депортации 50 000 болгарских евреев. В марте 1941 Болгария вовлечена в Берлинский пакт 1940, на её территорию были введены германские войска. Болгария участвовала в оккупации южной Югославии и северной Греции. Болгарские войска и жандармерия в 1941 году жестоко подавили восстание греческого населения в восточной Македонии. Царь Борис III в 1943 году успел осудить желания Германии о депортации 50 000 болгарских евреев.
Болгария История Болгарии Новейшее время 20 век


В августе 1943 года царь Борис III скоропостижно скончался после встречи с Гитлером (возникли слухи о его отравлении). После смерти царя на престол вступил его шестилетний сын Симеон II. Фактически государством стали управлять его регенты. Правление юного царя было недолгим - ему пришлось вместе с семьей бежать в Египет, а потом в Испанию, так как после референдума 15 сентября 1946, проведенного под надзором Советской армии, была провозглашена Народная Республика Болгария. Республика развивалась по социалистическому пути вплоть до конца 1989 года, когда страна вышла из-под влияния СССР.
Болгария История Болгарии Новейшее время 20 век
10 ноября 1989 года в Болгарии начались глубокие экономические и политические реформы. С 15 ноября 1990 года страна Болгария называется Республикой Болгария. 2 апреля 2004 года Республика Болгария вошла в НАТО, а 1 января 2007 года Республика Болгария вошла в Евросоюз.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии
В настоящее время в Республике Болгария проживает более 7 миллионов человек.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии Города Республики Болгарии: Город София - столица, Пловдив, Варна, Бургас, Русе, Стара-Загора, Плевен, Добрич, Сливен, Шумен, Перник, Ямбол, Хасково, Казанлык, Пазарджик, Благоевград, Велико-Тырново, Враца, Габрово, Видин, Тырговиште, Асеновград, Кюстендил, Кырджали, Монтана, Смолян, Камчия.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии
Населявшие в древности территорию современной Болгарии племена создали развитую материальную культуру, наиболее известным памятником которой является Варненский некрополь, памятник культуры Болгарии эпохи неолита.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии
Населявшие Болгарию на рубеже нашей эры фракийцы оставили после себя известные памятники архитектуры, в том числе гробницу в Казанлыке и гробницу в Свештарах, которые несут на себе отпечаток древнегреческого культурного влияния. В то же время, имело место и влияние фракийцев на древних греков - например, Орфей, персонаж древнегреческой мифологии, считался сыном фракийского бога Эагр.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии
Появившиеся на территории современной Болгарии кочевые племены протоболгар привнесли в болгарскую культуру самобытные элементы. Известен «Мадарский всадник» - барельеф на скале, выбитый около 710 года. В религиозной сфере между протоболгарами и славянами господствовал мир - в захоронениях IX века славяне и протоболгары погребены вместе. В то же время, христиане подвергались гонениям.


Болгария История Болгарии Культура Болгарии
Благодаря соседству с высокоразвитой цивилизацией Византии и особенно благодаря крещению Болгарии царём Борисом I в 865 году болгарская культура получила новый импульс к развитию. Важнейшим достижением болгарской культуры этого периода считается создание кириллического алфавита: Кирилл и Мефодий были из Салоник и, вероятно, были болгарами, а Климент Охридский родился в Болгарии. В память об этом 24 мая в Болгарии отмечается день болгарского просвещения, культуры и славянской письменности. В Болгарии существовали Преславская и Охридская книжные школы, где велась активная деятельность по переводу книг на старославянский язык и по их переписыванию.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии


Необходимость строительства храмов для богослужений положила начало собственно болгарской архитектуре. Наиболее известными памятниками болгарской архитектуры этого времени являются Рильский монастырь и Боянская церковь.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии Болгарское
Развитию изобразительного искусства Болгарии способствовали византийские традиции, хотя фресками были украшены ещё фракийские гробницы более чем тысячелетней давности. Свидетельством своеобразия болгарской школы иконописи являются иконы с использованием в качестве основы не досок, а керамики. В то же время, существование достаточно строгих канонов в иконописи несколько ограничивало развитие собственных традиций. Фрески пещерных церквей в Иваново несут на себе как отпечаток национальных традиций, так и черты «палеологовского возрождения». Также известны росписи Боянской церкви (особенно относящиеся к 1259 году фрески с изображением основателей монастыря (ктиторов) - Калояна и Десиславы), храма св. Георгия в Софии, Рильского и Погановского монастырей. При этом Восточная Болгария в большей степени испытывала византийское культурное влияние, в то время как в Юго-Западной Болгарии (современная Македония) лучше сохранились национальные традиции. Созданные мастерами тырновской школы фрески находятся под влиянием «палеологовского возрождения».


Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское
Девятнадцатый век в истории болгарского народа был веком пробуждения его национального самосознания, веком трудной и героической борьбы за ликвидацию многовекового турецкого ига, за создание своего независимого государства. Этот период известен в болгарской истории как время национального возрождения, завершившееся в 1878 г. освобождением Болгарии. Искусство в эту эпоху являлось одним из мощных факторов народной борьбы.


Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское
На раннем этапе, то есть до конца 40-х гг., борьба болгар за национальное и культурное возрождение болгарского народа оказывается связанной с борьбой за церковную независимость. Восточно-христианский характер болгарской церкви не способствовал развитию скульптуры как самостоятельного искусства. Она развивалась только в декоративном направлении: значительное место в убранстве болгарских церквей занимают, например, резные деревянные иконостасы. Наиболее ярко новые тенденции проявляются поэтому в церковной живописи, для которой характерен повышенный интерес к действительности, к человеку с его индивидуальной портретной характеристикой. Замечательное явление в церковной живописи этой Эпохи - портреты донаторов (дарителей). Одновременно с портретными изображениями в церковную живопись входит пейзаж . Образы святых выделяются более рельефно на фоне голубого неба, пейзажа с деревьями, полянами, оврагами и реками, скользящими среди зеленых рощ. Порой пейзаж передает конкретный облик определенной местности. В ряде случаев виден интерес к народному быту, трудовым мотивам. В пловдивской церкви Константина и Елены, например, неизвестный иконописец изобразил Еву с пряжей в руках, в национальной одежде, и Адама, копающего землю. Появляются и некоторые чисто жанровые сцены нравственно-поучительного характера, разоблачающие суеверия и пороки, алчность и гордыню, воровство, пьянство.

 


Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское
Борьба болгар за утверждение церковной независимости, против господства чужеземного греческого духовенства и попыток турок ввести свою веру в Болгарии выразилась в массовом появлении образов болгарских святых в церковной живописи. Пробудившаяся национальная гордость заставляет болгарских художников придавать черты национального болгарского облика даже таким отвлеченным образам, как богородица, Христос и др. Такова, например, икона «Покров богородицы» (начало 19 в.) церкви города Пирдоп, где богородица, простирающая свой покров над молящимися в храме, изображена как болгарская крестьянка Самоковского края, одетая в местную крестьянскую одежду. Борьба за национальное самоутверждение была тесно связана и с верой в помощь славянских народов, главным образом русского народа; в результате этого рядом с болгарскими появились образы русских и сербских святых.


Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Все эти новшества ярче всего выражены в творчестве одного из самых вдохновенных сынов этой эпохи - художника Захария Зографа (1810-1853), творчество которого пронизано патриотизмом и чувством национального достоинства. Он неустанно боролся за народное просвещение, за открытие новых школ для народа; задумал даже организовать типографию и книжную лавку, где печатались и продавались бы болгарские книги. Работая над иконами и стенописями - большая часть его творчества связана с украшением вновь построенных и реставрированных болгарских церквей,- Захарий Зограф был неутомим в поисках возможностей использования религиозного искусства как средства воспитания национального самосознания.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художественные образы Болгарии
Национальное, точнее, народно-фольклорное начало проникает и в некоторые библейские сюжеты - сотворение Адама и Евы, грехопадение и др. Порой часть действующих лиц одета в национальные одежды, а действие развивается в современных болгарских домах. Некоторые из этих композиций, например притчи о богаче и бедном Лазаре, насыщаются социальными намеками, обличающими жестокость и бессердечие богатеев.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Захарий Зограф много работал как портретист, именно в портретах особенно полно раскрывается реалистическая направленность его творчества. Им созданы портреты дарителей, размещенные на стенах церквей. Среди таких церковных росписей встречаются и автопортреты художника. Написал Зограф и несколько станковых портретов: деятеля возрождения Неофита Рильского (1838; София, Национальная художественная галлерея), портрет молодой девушки (ок. 1840; там же), автопортрет (ок. 1840; там же) - один из наиболее проникновенных портретов раннего болгарского возрождения.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Никола Образописов (1827-1911), как и Захарий 3ограф, использовал средства искусства в борьбе за церковную независимость и национальное самоопределение. Он расписывал церкви Болгарии, внося в свои росписи мотивы болгарской природы, национальные бытовые и исторические сюжеты. Так, в настенной росписи церкви Орлица он поместил сцену «Встреча царя Петра с Иваном Рильским». Ту же сцену он повторил несколькими годами позже в Бельовой церкви (Самоково). Здесь находится и наиболее значительная по своему замыслу и художественному решению историко-бытовая композиция в болгарской церковной живописи - «Перенесение мощей Ивана Рильского». Образописову принадлежит и станковая бытовая картина «Хоровод в Самоковском краю» (1892; София, Национальная галлерея). Искусство Образописова и в особенности Зографа, развиваясь в значительной своей части в рамках и формах церковной болгарской живописи и в связи с церковным движением своего времени, по своему объективному художественному содержанию выходило за рамки средневекового церковного, условного по языку искусства. Их творчество, в частности портрет, закладывало основы болгарской реалистической школы нового времени.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
После Крымской войны (1853-1856) картина общественного развития Болгарии усложняется. Борьба за церковную независимость не закончена, но теперь она идет в условиях острых классовых противоречий в среде самого болгарского народа. Создались и предпосылки для возникновения организованного революционно-национального движения, освобождающегося от церковной - ранней формы своего развития. Уже не утверждение своей духовной самобытности, а подготовка к решительной борьбе за национальную свободу становится главной задачей времени. В этот период окончательно складывается светское в различных его жанрах: портрет, историческая картина, пейзаж, а также историческая и революционная гравюра. Если в предыдущий период работали мастера, имена которых часто даже неизвестны, то теперь на первый план выдвигаются художники, о личности и творчестве которых сохранилось достаточно сведений. Одним из них был художник-гражданин, активный участник народно-освободительной борьбы Станислав Доспевский (настоящее его имя - Зафир Зограф; 1823-1877). Сын самоковского живописца Димитрия Христова Зографа и племянник Захария Зографа, в юношеском возрасте он изучал иконописное ремесло и помогал отцу и дяде в их работе в монастырских церквах. Позже Зафир Зограф уехал в Россию, учился живописи в Москве, а затем в Петербургской Академии художеств. По возвращении в Болгарию Зафир Зограф (Станислав Доспевский) продолжал работать как иконописец, но свое дарование наиболее полно проявил в портретном жанре. В образах своих современников Станислав Доспевский (Зафир Зограф) стремился раскрыть наиболее характерные черты человека того времени: тягу к знаниям, к борьбе, энергию, волю. Во многих случаях Станислав Доспевский (Зафир Зограф) сумел насытить образы чувством революционной романтики. В числе наиболее значительных портретов работы Станислава Доспевского (Зафира Зографа) следует упомянуть два автопортрета-1854 и 1865 гг., портреты Атанаса Самоковца, С. Захариева (София, Национальная художественная галлерея) - главы болгарской общины в Пазарджике, первого болгарского археолога и этнографа, и другие. Станислав Доспевский (Зафир Зограф) был автором и многих женских портретов, создателем образов умных, активных женщин-болгарок, достойных товарищей своих мужей, исполненных большой душевной чистоты и человеческого достоинства (портрет жены, 1869; там же). Общественная деятельность Станислава Доспевского (Зафира Зографа) была связана с болгарскими революционными событиями, которые разыгрались в 70-х гг. Станислав Доспевский (Зафир Зограф) был арестован и отправлен в стамбульскую тюрьму, где был убит.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Видной фигурой в истории болгарского искусства был Николай Павлович (1835-1894), сын учителя, с детских лет воспитывавшийся в духе просветительной борьбы и патриотизма. Сближение художника Николая Павловича в 1860 году с болгарским революционером Георгием Раковским, чьи книги он иллюстрировал, его дружба с писателем П. Р. Славейковым, восьмимесячное пребывание в России сыграли важную роль в формировании характера Николая Павловича, взглядов, творческой и общественной деятельности. Николай Павлович стремился обновить религиозную живопись , однако эти его попытки оказались безуспешными. Значение деятельности Николая Павловича для болгарского искусства заключается в его работе над портретом, исторической и бытовой картиной. В портретах работы Николая Павловича перед нами предстают народные просветители, представители интеллигенции. Николай Павлович изображает их как энергичных, спокойных и уверенных в себе людей, такими, какими они были в повседневной жизни, полными сознания собственного достоинства. Таковы автопортрет (1854), портреты родителей, историка Н. Златарского, доктора Д. Павловича (все - в Национальной художественной галлерее Софии). Лиричны и обаятельны женские и детские портреты Николая Павловича: снохи Теофаны (Пловдив, Художественная галлерея), Цветана Родославова (1875; София, Национальная художественная галлерея).
Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Николай Павлович с полным правом может считаться родоначальником болгарской исторической живописи. Специализировавшись по классу исторической живописи в Мюнхенской Академии, Николай Павлович создал ряд картин на темы древней болгарской истории. Николай Павлович иллюстрировал и сентиментальный исторический роман русского писателя Вельтмана «Раина - княгиня болгарская», книгу Г. С. Раков-ского «Несколько речей об Асене Первом»; эти иллюстрации, как выразился сам художник, «смогли бы стать болгарской историей в картинах». Наиболее значительные из исторических произведений Николая Павловича отражают события эпохи большого национального подъема. Несмотря на известную наивность художественной формы, они своим содержанием мобилизовали народные массы, напоминая им о великих временах, когда существовала сильная и свободная болгарская держава: например, «Аспарух переправляется через Дунай» (ок. 1867-1869; там же).
Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Некоторые из исторических картин Николай Павлович перевел в литографии с целью более широкой их популяризации. Николай Павлович обращался также к бытовому жанру и пейзажу. Интерес Николая Павловича к этим жанрам был прямым отражением усилившегося чувства патриотизма, охватившего широкие слои народа, интереса к болгарскому быту, обычаям, нравам, а также и к болгарской природе.

Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Настоящим патриотом, активным участником борьбы за народное просвещение и национальное освобождение был Георгий Данчов (1846-1908). Художник-революционер Георгий Данчов, он был другом и сподвижником страстного борца за свободу Васила Лев-ского, сопровождая его во время нелегальных поездок по Южной Болгарии. После гибели Левского Георгия Данчова заточили в Диарбекирскую тюрьму в Малой АЗИИ. В 1876 году, когда весть об апрельском восстании дошла до заключенных, Георгий Данчов сумел бежать и через Кавказ перебрался в Россию. В следующем году, с объявлением освободительной войны, Георгий Данчов записался в болгарское ополчение и с ним вернулся в Болгарию. В ранних работах Георгия Данчова - автопортрете (1867; София, Национальная художественная галлерея), портретах Лею Кюркчия из Пловдива (там же), чирпанского учителя Костадина Дечкова (там же) и других - чувствуется отсутствие серьезных профессиональных знаний (Георгий Данчов был художником-самоучкой), но в то же время эти картины отличаются живой, искренне и непосредственно прочувствованной характеристикой и являются ценными памятниками эпохи. Кроме портретов он создал и разнообразные бытовые сцены, которые издал в виде литографий. Среди поздних работ Георгия Данчова выделяются графические портреты революционеров, а также композиция «Свободная Болгария», изображающая молодую болгарку с красным знаменем в руках.

Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Значительное место в развитии болгарского искусства 19 века занимает творческая и общественная деятельность Христо Цокева (1847-1883). Христо Цокев учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на десять лет позже Доспевского, вернулся Христо Цокев в Болгарию лишь в 1873 году. Заболев туберкулезом, Христо Цокев умер тридцати шести лет. Христо Цокев оставил небольшое количество портретов, отличающихся значительным мастерством и тонкой психологической характеристикой, - портрет Иваны Неновой (1875), «Девушка в профиль», автопортрет (1872) (все - в Софии, Национальная художественная галлерея), которые можно считать наиболее значительными произведениями эпохи болгарского Возрождения. Некоторые из работ Христо Цокева имеют ярко выраженный бытовой характер, таковы: «Курильщик», «Читающая монахиня» (там же). Революционные события, особенно апрельское восстание и его трагический разгром, глубоко волновали художника. К этому времени относятся рисунки Христо Цокева «Турецкие зверства» и «Беженцы». Цокев пробовал свои силы и в области пейзажа.

Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Развитие книгопечатания в Болгарии способствовало распространению графики, приобретающей особое значение в связи с обращением к гравюре и литографии художников-просветителей. В произведениях второй половины 19 века и прежде всего в творчестве художников-эмигрантов прочно утверждается революционная тема. К этому же времени относится зарождение сатирической графики и карикатуры.

Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
С болгарским революционным движением был связан Генрих Дембицкий (1830-1906), родоначальник болгарской политической карикатуры, по происхождению поляк, эмигрировавший после восстания 1863 года сначала в Румынию. Деятельность Генриха Дембицкого в Болгарии началась, вероятно, в 1869 г., когда он был привлечен в качестве сотрудника газеты «Тыпан» поэтом-революционером Христо Ботевым. Рисунки и карикатуры Генриха Дембицкого «Отряд Хаджи Дмитрия», «Самоубийство Ангела Кынчева», «Сладко умереть за отечество» и другие направлены против поработителей, насилия и бесчинства турок, против всей турецкой общественной системы. Средства революционной графики были использованы в общественной борьбе художниками Н. Клепарским, Ст. Симеоновым и другими.

Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
После освобождения Болгарии от турецкого ига (1877-1878) начинается ее превращение в капиталистическую страну. С этим связан новый этап в развитии болгарского искусства. Центром культуры и общественной жизни страны становится столица Болгарии город София. В первые годы после освобождения усиливаются взаимосвязи болгарской и русской прогрессивной культуры. Но с начала 1885 года, когда завершилось объединение Болгарии и на болгарский престол избирается австрийский принц Фердинанд, в стране заметно усиливаются австро-немецкие влияния. В 80-х и 90-х годах в литературе и в искусстве появляются произведения, раскрывающие жизнь болгарского народа. Они исполнены с большой правдой, с сочувствием к жизни народа, а также и определенной критической направленностью (сильной в литературе, гораздо более слабой в изобразительном искусстве). В целом 80-90-е гг.- время расцвета болгарской реалистической школы.

Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Судьба разоряющихся крестьян становится главной темой болгарского искусства - прежде всего бытовой живописи. Она занимает видное место в искусстве выдающихся живописцев этого времени: Ивана Мырквички и Ярослава Вешина. Иван Мырквичка и Ярослав Вешина, оба по происхождению чехи, но для них Болгария стала второй родиной. Вместе с болгарскими художниками Антоном Митовым, Ив. Ангеловым и другими Иван Мырквичка и Ярослав Вешина явились создателями реалистической бытовой живописи в Болгарии. Подлинный, глубокий интерес к духовной жизни болгарского крестьянина, моменты социальной критики мы видим в лучших произведениях этих художников.

Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Иван Мырквичка (1856-1938) приехал в Болгарию в 1881 году и первое время жил и работал учителем в городе Пловдиве. Здесь Иван Мырквичка создал свои известные картины бытового характера (главным образом базарные сцены), а также серию рисунков и портретов крестьян. 90-е годы в творчестве Ивана Мырквички - период зрелости художника. В это время Иван Мырквичка переезжает в Софию и становится первым директором открытого в 1896 году рисовального училища. Здесь Иван Мырквичка создает самые значительные свои произведения: два варианта «Задушницы» («Задушнида» - традиционный образ оплакивания.) и две - «Рученицы» («Рученида» - народный танец.), «Кырджалийские времена» (все - София, Национальная художественная галлерея). В некоторых из них Иван Мырквичка сумел подняться до больших реалистических обобщений. В «Рученице» (1894) Иван Мырквичка с любовным вниманием передает обстановку крестьянского быта, правдиво показывает выразительные народные типы и характеры, своеобразие народных праздничных обычаев. В «Задушнице» воплощены глубокие переживания народа. Картина «Кырджалийские времена» изображает сожжение болгарского села в годы порабощения болгарского народа. Иван Мырквичка выбрал это событие, так как оно позволило Ивану Мырквичка поставить социальные проблемы и в то же время дать романтически приподнятые образы. Иван Мырквичка - автор ряда портретов, отличающихся правдивостью изображения.

Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Художник Антон Митов (1862-1930) вошел в историю болгарского искусства главным образом своими бытовыми картинами. Основная тема творчества Антона Митова - болгарские базары. Это многофигурные композиции, в которых жизнь народная течет спокойно, едва ли не счастливо. Антон Митов почти с одинаковым интересом рисует и крестьян и те товары, которые они продают на базаре: керамические сосуды, птицу, живность, овощи. Попытки более обобщенной передачи событий мы наблюдаем в творчестве Антона Митова позднего периода (первая треть 20 века). Работы Антона Митова этого времени отличаются более интимными решениями и большим вниманием к проблемам колорита. Антону Митову принадлежит ряд портретов, а также серия военно-бытовых композиций, носящих достаточно ясно выраженный антимилитаристский характер.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Иван Ангелов (1864-1924) при изображении трудовой жизни почти всегда лиричен, поэтичен. Любимая тема Ивана Ангелова - жатва (сбор урожая); в некоторых картинах, например «Жатва в Чепинском» (1905), «Жницы» (ок. 1894) (обе - София, Национальная художественная галлерея), звучат и эпические нотки. И все же отношение Ивана Ангелова к человеку не всегда достаточно глубоко. Только в одной из своих работ -«Буря в сердце и на небе» (ок. 1905; не сохранилась) - Иван Ангелов сумел поистине подняться до социально-драматической силы, создать выразительный образ болгарского крестьянина, стоящего перед побитой градом полосой, исполненного скорбного гнева и муки. Важную роль в картинах Ивана Ангелова играет пейзаж, неразрывно связанный с крестьянами-тружениками.

Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
В 90-е годы 19 века уже сложившимся художником прибыл в Болгарию чех Ярослав Вешин (1860-1915), именно в Болгарии Ярослав Вешин вырос как художник-реалист. Здесь Ярослав Вешин создал свои самые замечательные произведения, посвященные жизни болгарского крестьянства. В большей части этих произведений Ярослав Вешин разрабатывает трудовые темы, в которых сельский труд раскрыт как невыносимо тяжкий,- «Пахарь» (1899; местонахождение неизвестно), «Земля» (1910; Прага, частное собрание) и др. Сильного, мужественного, типично сельского жителя Ярослав Вешин изобразил в серии охотничьих картин. Суровыми красками Ярослав Вешин сумел обрисовать тяжелую участь болгарского крестьянства. Так, Ярослав Вешин раскрывает одну из сторон социального ограбления болгарского крестьянства в картинах «Конный базар в Софии» (1899), «Перед базаром» (1899; местонахождение неизвестно).

Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
В своих сельских, бытовых и охотничьих картинах Ярослав Вешин проявил себя как вдохновенный певец болгарской природы, хотя Ярослав Вешин и не писал чистых пейзажей. Пейзаж играет существенную роль в картине Ярослава Вешина «Гайдуки» (другое название -«Контрабандисты», 1899; София, Национальная художественная галлерея), где образы отважных людей, пробирающихся по горным тропам, составляют единое целое с суровой величавой природой.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Ярослав Вешин был первым болгарским баталистом, автором многих военных картин («Самарское знамя», 1911, «Кавалерийский бивак», 1912; обе - в Софии, в Музее русско-болгарской воинской дружбы), отличающихся глубоко гуманистическим содержанием. Особое место в искусстве Ярослава Вешина как военного художника и в развитии всей болгарской военно-исторической живописи занимает серия картин, посвященных Балканской войне. Такие произведения Ярослава Вешина, как «Атака» (1913; там же), «Отступление турок при Люле-Бургас» (1913; София, Национальная художественная галлерея), «Обоз у реки Еркене» (София, Музей русско-болгарской воинской дружбы), раскрывают глубокий смысл войны, ее страшную разрушительную силу и невообразимые страдания, которые она несет человечеству, В этих картинах солдаты показаны как главные герои военных событий. Ярослав Вешин сумел обогатить болгарскую живопись того времени новыми колористическими и пластическими живописными решениями.

Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Болгарское искусство конца 19 века и начала 20 века развивается, отражая с демократических позиций народную жизнь и быт. Произведения болгарских художников полны любви и сочувствия к народу и особенно к болгарскому крестьянству.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Художники Болгарии
Кризис демократического реализма и связанный с ним переход художников к формализму в искусстве крестьянской Болгарии, лишь с 1870-х годов ставшей на путь капиталистического развития, наступил значительно позже и получил меньшее распространение, чем в большинстве европейских стран. Традиции реализма 19 века держались до 1920-х годов и были подхвачены некоторыми мастерами поколения 1920- 1930-х годов, донесшими эти традиции вплоть до эпохи победы социализма в Болгарии.
Болгария История Болгарии Культура Болгарии Искусство Болгарии Болгарское Болгарские художники
Современная Болгария Современная болгарская живопись Художники Болгарии. Изобразительное искуство Болгарии. Художники Болгарии (болгарские художники)
Болгария В нашей галерее представлены лучшие работы художников Болгарии (болгарских художников). Среди них много по-настоящему талантливых художников.
Болгария Художники Болгарии (болгарские художники) создают интересные работы, которые заслуживают внимания настоящих любителей живописи .
Художники Болгарии (болгарские художники)
Художники Болгарии (болгарские художники) Сегодня в Республике Болгарии живут и работают современные болгарские художники, скульпторы, и мастера художественной фотографии. Современные художники Болгарии создают новые оригинальные картины и скульпторы.

Художники Болгарии (болгарские художники) В нашей галерее вы можете познакомиться с работами лучших болгарских художников и болгарских скульпторов.

Художники Болгарии (болгарские художники) В нашей галерее вы можете найти и приобрести для себя лучшие работы болгарских художников и болгарских скульпторов.

 




Стильные картины для интерьера