Изготовление картин на заказ

Стильные картины для интерьера

Сербия - Современные сербские художники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сербия Художники Сербии (Сербские художники)


Сербия
Сербия Страна Сербия
Сербия Государство Сербия
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Художники Сербии (Сербские художники)

Сербия! Официальное название сербского государства - Республика Сербия (серб. Република Србија)!
Сербия Республика Сербия это государство в юго-восточной Европе, в центральной части Балканского полуострова.
Сербия На севере Республика Сербия граничит с Венгрией, на северо-востоке с Румынией, на востоке с Болгарией, на юге с бывшей Югославской Македонией, на юго-западе с Албанией и Черногорией, на западе с Хорватией и с Боснией и Герцеговиной.
Сербия Республика Сербия стала суверенным независимым государством в 2006 году.
Сербия Численность населения Республики Сербия составляет более 7 миллионов человек.
Сербия Столица Республики Сербия город Белград.

Сербия История Сербии
Сербия Древняя история Сербии Доисторическая история Сербии Мезолит
Сербия История Сербии Одним из древнейших следов пребывания человека на территории Сербии считается мезолитическая стоянка охотников и рыболовов Лепенски-Вир.
Сербия История Сербии Сельское хозяйство начало культивироваться на территории Сербии около 10,5 - 8,5 тысяч лет до н. э.

Сербия История Сербии
Сербия Древняя история Сербии Доисторическая история Сербии Неолит
Сербия История Сербии Неолит Сербии представлен культурами Старчево и Винча, создаными потомками переселенцев из Малой Азии (примерно 6000-4000 лет до н.э.). Затем их сменяет Баденская культура.
Сербия История Сербии Краткий перечень культур неолита на территории Сербии:
1. Старчево - 6400 г. до н. э.
2. Винча - 5500 г. до н. э.
3. Сэлкуца-Криводол-Бубань - 4000 г. до н. э.
4. Костолац - 3250 г. до н. э.
5. Ватин - 1600 г. до н. э.
6. Брница - 1400 г. до н. э.
Сербия История Сербии Древнейший медный топор в Европе найден в Прокупле. Он является свидетельством того, что металлургия в Европе возникла около 5500 года до н. э. на территории культуры Винча.

Сербия История Сербии
Сербия Древняя история Сербии Античная история Сербии
Сербия История Сербии В античную эпоху территория Сербии была населена иллирийскими (дарданцы) и кельтскими народами (скордиски).
Сербия История Сербии В I в до н. э. территория Сербии была завоевана римлянами и выделена в отдельную провинцию Мёзия, административным центром которой стал Сингидун.
Сербия История Сербии В 441 году на территорию современной Сербии приходят гунны и захватывают Сингидун. В 469 году на земли современной Сербии приходят остготы Теодориха. После ухода остготов в Италию, их место занимают гепиды. В 583 году территорию современной Сербии захватывают авары.


Сербия История Сербии
Сербия Древняя история Сербии Средневековая история Сербии
Сербия История Сербии В период существования Римской империи большая часть территории современной Сербии, населённой тогда главным образом иллирийскими племенами, входила в состав провинции Верхняя Мёзия. Около 395 года эти земли были закреплены за Восточной Римской (Византийской) империей. Романизация Верхней Мёзии оставалась незначительной и, в отличие от приморских областей, здесь отсутствовали крупные городские поселения, за исключением Сингидунума (Белград), Виминация (Костолац) и Наиссуса (Ниш).
Сербия История Сербии С середины 6-го века на территории современной Сербии началась постепенная экспансия славянских племён, сопровождаемая опустошением Балкан. Предки сербов заселили земли к югу от Савы до Адриатики. Они ассимилировали или вытеснили прежних жителей этой территории - иллирийцев, кельтов, греков и римлян - в города, главным образом, на побережье, а также в горы Динарского нагорья и Албании. В некоторых местах возникли иллирийские и влашские анклавы на заселённых славянами землях.

Сербия История Сербии Процесс складывания государства у сербов был замедлен обособленностью различных сербских общин и отсутствием между ними экономических связей. Для ранней истории сербов характерно формирование нескольких очагов государственности, которые поочерёдно становились центрами объединения сербских земель. На побережье сформировались протогосударственные образования - склавинии Пагания, Захумье, Травуния и Дукля, во внутренних областях (восточная часть современной Боснии и Санджак) - Рашка. Номинально все сербские территории входили в состав Византии, однако их зависимость была слабой. Уже с 7-го века началась христианизация сербских племён, которая завершилась во второй половине 9-го века при прямом участии учеников святых Кирилла и Мефодия. К этому же времени относится возникновение первых памятников сербской письменности на старославянском языке (первоначально - с использованием глаголицы, c 10-го века начинается переход на кириллицу).
Сербия История Сербии Начало сербской культуры и самобытной государственности можно отнести к 6-му веку, то есть с момента заселения древними славянами западной части Балканского полуострова. В 8-ом и 9-ом веках возникли первые протогосударственные образования сербов. После установления в конце 12-го века династии Неманичей Сербское государство освободилось из-под власти Византии и к середине 14-го века развилось в крупную державу, охватывавшую почти всю юго-западную часть Балкан. Расцвет средневековой Сербии пришёлся на время правления царя Стефана Душана (1331-1355).
Сербия История Сербии В середине 9-го века под воздействием наступления на сербские области протоболгар в Рашке сформировалась княжеская власть и государство во главе с князем (жупаном) Властимиром, которому удалось отбросить болгар и подчинить часть прибрежных территорий. Наследственный принцип передачи власти, однако, не сложился, что привело в конце 9-го века к междоусобицам, ослаблению Рашки и её переходу под власть сначала Первого Болгарского царства, а затем, после его падения, - Византии. Некоторое укрепление Рашки в середине 10-го века в период правления князя Часлава, существенно расширившего территорию государства, а после гибели князя Часлава в 950 году сменилось распадом страны. В это же время началось активное проникновение богомильства из Болгарии, которое также способствовало ослаблению центральной власти в Рашке. В 1040-1041 годах Белград и долина Моравы стали центром массового восстания славян под предводительством Петра Деляна против Византии.
Сербия История Сербии В середине 11-го века центр объединения сербских земель переместился в Дуклю (Зету), где образовалось независимое княжество во главе со Стефаном Воиславом. В отличие от ориентированной на Византию Рашки, Зета искала опору на Западе, прежде всего в католическом Риме и среди норманнов Южной Италии. В 1077 году правитель Зеты был коронован королём сербов. При Константине Бодине в конце 11-го века Дукля установила контроль над внутренними сербскими областями, включая Рашку и Боснию, а Бар стал центром отдельной сербской церковной митрополии, подчинённой папе римскому. Однако после смерти Константина Бодина в 1101 году Дуклянское королевство распалось.
Сербия История Сербии С середины 12-го века началось новое усиление Рашки, которая постепенно освободилась от власти Византии. В 1166 году верховным жупаном Рашки стал Стефан Неманя, основатель династии Неманичей. Если в начале своего правления он оставался верным вассалом империи, то после смерти императора Мануила I Стефан развернул борьбу за независимость и объединение сербских земель. В результате нескольких военных походов к концу 12-го века бо́льшая часть населённых сербами земель, включая приморские области, Зету, Косово и, временно, Северную Македонию, вошла в состав единого государства. Война Стефана Немани с Дубровником оказалась неудачной, однако дубровницкие купцы получили от него право свободной торговли на территории Сербии, что в дальнейшем способствовало подъёму экономики страны. В 1190 году Византийская империя признала независимость Сербии, а в 1217 году сын Стефана Немани Стефан Первовенчанный был коронован королём сербов. В 1219 году благодаря деятельности Святого Саввы была создана автокефальная сербская церковь с центром в Жичанском монастыре (позднее резиденция митрополита была перенесена в Печ).
Сербия История Сербии При непосредственных преемниках Стефана Первовенчанного Сербское государство пережило недолгий период стагнации и усиления влияния среди соседних держав, прежде всего Венгрии. На рубеже 13-го и 14-го веков Сербия оказалась разделённой на два государства: на севере, в Мачве, Белграде, районе Браничева, а также в Усоре и Соли, правил опирающийся на Венгрию Стефан Драгутин, остальная часть сербских земель находилась под властью его младшего брата Стефана Милутина, ориентировавшегося, главным образом, на Византию.
Сербия История Сербии Несмотря на временный раздел государства, продолжалось укрепление Сербии: была сформирована централизованная система местного управления, реформировано право, создана система внутренних коммуникаций, начался переход на условное держание и прониарную систему в земельных отношениях. Одновременно усиливалось влияние высшего духовенства и церкви. Активно развивалось монашество, возникло множество православных монастырей (в том числе Студеница, Жича, Милешево, Грачаница, а также Хиландарский монастырь на Афоне), причём их храмы строились в соответствии с уже сложившейся оригинальной сербской архитектурной традицией («рашская школа»). Окончательно закрепилась принадлежность Сербии к византийско-православному миру, католическое влияние было практически устранено, а богомилы изгнаны из страны. Одновременно начался процесс византизации системы государственного управления, был создан помпезный королевский двор по образцу константинопольского. Происходил подъём горного дела (в значительной степени благодаря притоку саксонских переселенцев), сельского хозяйства и торговли, решающую роль в которой имели дубровницкие купцы. Быстро увеличивалось народонаселение страны, росли города.
Сербия История Сербии Милутину и его сыну Стефану Дечанскому удалось также существенно расширить территорию государства. Хотя после смерти Драгутина были потеряны Белград, Усора и Соли, в состав Сербии вошли Ниш, северная Македония и Диррахий, а новой столицей стало Скопье. В 1330 году в Велбуждской битве сербские войска разгромили Болгарию и положили конец болгарской гегемонии на Балканах.


Сербия История Сербии
Сербия Средневековая история Сербии Расцвет средневекового сербского государства
Сербия История Сербии Расцвет средневекового сербского государства пришёлся на время правления Стефана Душана (1331-1355). В ходе ряда военных кампаний Стефан Душан подчинил всю Македонию, Албанию, Эпир, Фессалию и западную часть Средней Греции. В результате, во время правления Стефана Душана, Сербия стала крупнейшим государством Юго-Восточной Европы. В 1346 году Стефан Душан был коронован царём сербов и греков, а Печский архиепископ был провозглашён патриархом. Сербо-греческое царство Стефана Душана сочетало в себе сербские и византийские традиции, за греками были сохранены высшие должности в городах и их земельные владения, сильное греческое влияние испытывала культура. В архитектуре сложился вардарский стиль, яркими образцами которого стали храмы в Грачанице, Пече и Леснове. В 1349 году был издан «Законник Стефана Душана», оформивший и кодифицировавший нормы сербского права. Резко усилилась центральная власть, была сформирована разветвлённая административная система по византийскому образцу при сохранении существенной роли собраний (саборов) сербской аристократии. Внутренняя политика царя, опирающаяся на крупную земельную знать и приведшая к расширению её прерогатив, однако, не способствовала укреплению и сплочению государства, особенно учитывая этническую пестроту державы Душана.


Сербия История Сербии
Сербия Средневековая история Сербии Турецкое завоевание сербских земель
Сербия История Сербии Вскоре после смерти Стефана Душана его государство распалось. Часть греческих земель вновь перешла под власть Византии, а на остальных сформировались полунезависимые княжества. В собственно Сербии крупные землевладельцы (властелы) вышли из подчинения центральной власти, стали проводить собственную политику, чеканить монету и собирать налоги: в Зете установилось правление Балшичей, в Македонии - Мрнявчевичей, в Старой Сербии и Косове - князя Лазаря, Николы Алтомановича и Вука Бранковича. Единство сербских земель после смерти последнего представителя династии Неманичей Стефана Уроша V в 1371 году поддерживалось практически исключительно единством православной церкви в лице Печской патриархии, которая в 1375 году добилась канонического признания Константинопольским патриархатом.
Сербия История Сербии В 1377 году сербскую корону принял бан Боснии Стефан Твртко I, однако, хотя его королевский титул признавали князь Лазарь и Вук Бранкович, власть Твртко I была чисто номинальной. Междоусобные войны между князьями сильно ослабляли обороноспособность сербских земель в условиях нарастания турецкой угрозы. Уже в 1371 году в Марицкой битве турки разгромили войска южносербских правителей во главе с королём Вукашином, после чего Македония перешла под власть Османской империи.
Сербия История Сербии В 1389 году войска сербских князей вновь потерпели поражение от турецкой армии в битве на Косовом поле, что привело к признанию уже Сербией сюзеренитета Османской империи. Окончательно Сербия была завоёвана турками в 1459 году. На протяжении последующих 350 лет сербские земли находились под властью Османской империи, а северные районы с конца 17-го века входили в состав Австрийской Империи.
Сербия История Сербии В первой половине 15-го века, когда натиск турок временно ослабел из-за угрозы со стороны Тамерлана, сербский князь Стефан Лазаревич предпринял попытку восстановления Сербского государства. Он принял византийский титул деспота и, опираясь на союз с Венгрией, которая передала ему Белград и Мачву, вновь подчинил Зету (кроме Приморья), Сребреницу и ряд южносербских областей. Была возрождена центральная администрация, укрепилась власть князя, активно поощрялся горнорудный промысел и городские ремесла, началось проникновение в Сербию идей гуманизма и эпохи Возрождения. Новый подъём переживала архитектура («моравская школа», представленная, в частности, монастырями Ресава и Раваница) и литература (произведения патриарха Данилы III и самого Стефана Лазаревича). Столицей Сербской деспотовины стал Белград, в котором была построена хорошо укреплённая крепость, частично сохранившаяся до наших дней. Хотя в результате нового вторжения турок в 1425 году были потеряны Ниш и Крушевац, а затем под власть Венгрии перешёл Белград, новая столица Сербии - Смедерево, основанная деспотом Георгием Бранковичем, переживала свой расцвет и завоевала славу второго Константинополя. Но уже в 1438 году началось очередное османское наступление. В 1439 году пало Смедерево. Долгий поход венгерских войск Яноша Хуньяди в 1443-1444 году позволил изгнать турок с территории Сербии и ненадолго восстановить её самостоятельность. Однако поражение крестоносцев под Варной в 1444 году, разгром венгерского войска во Второй битве на Косовом поле в 1448 году и падение Константинополя в 1453 году предопределили судьбу страны. В 1454 году турками были захвачены Ново-Брдо и Приштина, а в 1456 году осаждён Белград. Наконец, в 1459 году пало Смедерево. К 1463 году была завоёвана Босния, к 1482 - Герцеговина и, наконец, в 1499 году - Горная Зета.
Сербия История Сербии До начала 19-го века сербские земли оставались под властью Османской империи.


Сербия История Сербии
Сербия Новая история Сербии Современная история Сербии Борьба Сербии за независимость
Сербия История Сербии Начало современной сербской истории Сербское княжество образовалось в 1804-1813 годах в результате Первого сербского восстания против османского владычества. Своим верховным вождём восставшие избрали Георгия Петровича по прозвищу Карагеоргий, служившего раньше в австрийской армии унтер-офицером. В 1811 году на скупщине в Белграде Карагеоргий был провозглашён наследственным правителем Сербии. Но в 1813 году восстание было подавлено, Карагеоргий бежал в Австрию.
Сербия История Сербии В 1815 году началось Второе сербское восстание, возглавил которое участник Первого восстания Милош Обренович. Оно было успешным, но только через пятнадцать лет султан официально признал Милоша Обреновича правителем Сербии. В 1817 году вернувшегося в Сербию Карагеоргия по приказу Милоша Обреновича убили.
Сербия История Сербии Режим личной власти Милоша вызывал недовольство торговцев и верхушки бюрократии. Под их давлением в 1835 году Сербская скупщина приняла первую конституцию страны («Сретенский устав»), провозгласившую основные свободы и существенно ограничившую власть князя. Однако при поддержке России и Турции Милош Обренович вскоре её отменил. В 1838 году в Стамбуле была утверждена новая конституция («Турецкий устав»), которая ввела свободу торговли, ликвидировала пережитки феодализма и спахийной системы, несколько ограничила самовластие князя учреждением Государственного совета и расширила прерогативы Порты в сфере формирования органов власти княжества.
Сербия История Сербии В 1839 году Милош Обренович отрёкся от престола, новым князем стал его несовершеннолетний сын Михаил. Фактическая власть, однако, перешла в руки олигархического Государственного совета, в котором доминировала группировка уставобранителей («защитников конституции»), представляющая интересы высшего чиновничества и крупной торговой буржуазии. Уставобранителям в 1842 году удалось свергнуть Обреновичей и провозгласить князем Александра Карагеоргиевича. В период правления уставобранителей Сербия отошла от ориентации на Россию и сблизилась с Австрией, был усилен полицейско-бюрократический характер государства, скупщина не созывалась, экономическое положение страны резко ухудшилось. В то же время впервые были выработаны принципы новой внешней политики, нацеленной на объединение всех южных славян (которые понимались как единый народ - сербы) под властью Сербского княжества. Эта программа была сформулирована в 1844 году министром внутренних дел Илией Гарашаниным в его работе «Начертания» и предполагала создание военным путём на развалинах Османской империи Великой Сербии. В дальнейшим эта идеология легла в основу внешней политики страны в 19-ом и начале 20-го века. Тем временем в Сербии активно создавались школы, гимназии и другие учреждения системы просвещения. В 1838 году в Белграде был учреждён лицей - первое высшее учебное заведение Сербии, из которого позднее возник Белградский университет. В 1841 году возникло просветительское Общество сербской словесности, у основания которого стоял родоначальник сербского драматического искусства Йован Попович. В это же время благодаря трудам Вука Караджича оформился сербский язык на основе штокавских диалектов Герцеговины.
Сербия История Сербии В период революции 1848-1849 годов. в Австрийской империи Сербия оказывала военную поддержку восставшим в Воеводине. Революция заставила уставобранителей несколько либерализовать режим: в 1848 году были расширены полномочия скупщины, избирательное право получили все плательщики прямых налогов.
Сербия История Сербии Во время Крымской войны правительство Сербии сохраняло нейтралитет, а по условиям Парижского мира 1856 года автономия княжества была расширена и закреплена гарантиями великих держав. В конце 1850-х годов в условиях экономического кризиса обострились отношения между уставобранителями и князем, это привело к усилению либеральной оппозиции. Под её давлением в 1858 году была созвана Святоандреевская скупщина, которая ограничила прерогативы Государственного совета и передала всю полноту законодательной власти скупщине. Князь Александр был смещён, к власти вернулся Милош Обренович. Режим уставобранителей пал.
Сербия История Сербии В 1860-е годы вновь усилилась княжеская власть, скупщина и Государственный совет превратились в совещательные органы, увеличилась централизация административной системы, продолжены репрессии в отношении либералов. Одновременно активизировалась внешняя политика, нацеленная на отмену конституции 1838 года и достижение Сербией полной независимости от Турции. Была введена всеобщая военная повинность, создано народное войско, на Балканах расширена сеть сербских агентов, ведущих подготовку восстания. В 1866-1868 годы Сербией были заключены соглашения о союзе с Грецией, Румынией, Черногорией, налажены связи с болгарским и хорватским освободительными движениями. В 1867 году под давлением России Турция вывела свои гарнизоны из сербских крепостей. Вслед за ними княжество покинула большая часть ещё сохраняющегося мусульманского населения. С другой стороны, антитурецкая политика князя Михаила способствовала превращению страны в центр притяжения всех православных славян Османской империи: за 30 лет - с 1834 по 1863 годы - численность населения Сербии удвоилась и превысила 1 миллион 100 тысяч человек.
Сербия История Сербии В это же время в Сербии начался подъём либерального движения: в 1866 году в Воеводине было создано молодёжное общество «Омладина», ставшее во главе национального политического и культурного возрождения. В 1864 году было основано Сербское научное общество, позднее преобразованное в Сербскую академию наук и искусств. В 1868 году в Белграде открылся первый национальный театр. Однако в стране сохранялся режим личной власти князя Михаила, что вызывало недовольство либеральных кругов общества. В 1869 году Михаил Обренович был убит, к власти на время несовершеннолетия его наследника князя Милана пришли либералы во главе с Йованом Ристичем и Миливоем Блазнавацем. Им удалось добиться принятия новой конституции («Наместнический устав» 1869 года), расширившей демократические свободы и прерогативы периодически созываемой скупщины, без согласия которой князь не мог издавать законы.
Сербия История Сербии Вскоре после начала в 1875 году Герцеговинского восстания Сербия начала подготовку к войне и 18 июня 1876 году объявила войну Турции. Однако спустя две недели наступление сербской армии захлебнулось. Лишь вмешательство России, заставившей Турцию заключить перемирие, предотвратило военную катастрофу. Но уже в 1877 году, с началом русско-турецкой войны, военные действия возобновились. При поддержке российской армии была освобождена значительная часть Южной Сербии, взяты Ниш, Пирот, Вране. По Сан-Стефанскому договору Османская империя признавала независимость Сербии, однако часть территорий, на которые она претендовала, передавалась Болгарии. В результате был заключён союз с Австрией, и по Берлинскому трактату 1878 года территория Сербии существенно расширилась: были присоединены Ниш, Пирот, Вране и вся юго-восточная Сербия с населением более 300 тысяч человек. Была также признана независимость Сербского государства.


Сербия История Сербии
Сербия Новая история Сербии Современная история Сербии Независимость Сербии
Сербия История Сербии По условиям Берлинского мира заключенного с Турцией в 1878 году Сербия получила независимость, а в 1882 году Сербия была провозглашена королевством.
Сербия История Сербии К началу 20-го века в Сербии сложилась парламентская монархия, начался быстрый подъём экономики и культуры. Две крестьянские по происхождению династии - Карагеоргиевичей и Обреновичей - сменяли друг друга на престоле в Сербии до 1903 года. В 1903 году король Александр Обренович и его супруга Драга были убиты в результате дворцового переворота. В результате Балканских войн 1912-1913 годов в состав Сербии были включены территории Косова, Македонии и значительная часть Санджака. В Первой мировой войне Сербия выступала на стороне стран Антанты. В ходе войны Сербия потеряла, по некоторым оценкам, до трети населения. После завершения войны Сербия стала ядром Королевства сербов, хорватов и словенцев (c 1929 года - Югославия). В период Второй мировой войны территория Сербии с апреля 1941 года была оккупирована войсками гитлеровской Германии, часть территории государства передана сателлитам Германии - Венгрии и Болгарии, а также Албании. В 1944-1945 годах Сербия была освобождена Советской Армией, а так же партизанскими и регулярными отрядами Народно-освободительной армии Югославии.


Сербия История Сербии
Сербия Новая история Сербии Современная сербская история Послевоенная история Сербии
Сербия История Сербии В 1945 году на освобожденных территориях Югославии была провозглашена Федеративная народная республика Югославия (с 1963 года - Социалистическая федеративная республика Югославия), в составе которой была образована Народная республика Сербия (с 1963 года - Социалистическая республика Сербия). В ноябре 1945 года скупщина Югославии лишила династию Карагеоргиевичей прав власти.
Сербия История Сербии Послевоенная история Югославии и Сербии связана с именем югославского лидера Иосипа Броза Тито. После смерти Иосипа Броза Тито рост межэтнического противостояния в Югославии, сепаратистские выступления, поддержанные извне, привели к тому что в начале 1990-х годов на территории Югославии началась серия гражданских войн. В конечном итоге это привело к распаду Югославии на несколько государств (среди них оказалась и Сербия).


Сербия История Сербии
Сербия Новая история Сербского государства Современная сербская история Сербия в 21-ом веке
Сербия История Сербии Длительный период пребывания у власти в Сербии социалистов во главе со Слободаном Милошевичем завершился в 2000 году после бомбардировок в марте-июне 1999 года сербских городов авиацией НАТО и ввода в Косово миротворческих сил ООН. В 2006 году, после проведенного в Черногории референдума, прекратил существование государственный союз Сербии и Черногории. С этого времени Республика Сербия стала самостоятельным европейским государством.


Сербия Культура Сербии
Сербия Культура сербского государства Современная сербская культура
Сербия Культура Сербии Сербская культура - это культура Сербии и сербов. Она развивалась под сильным влиянием Византийской империи и православия.
Сербия Культура Сербии Развитие письменности в Сербии связано с просветительской деятельностью учеников Кирилла и Мефодия, проповедовавших и отправлявших богослужение на славянском языке. Необходимо отметить, что сербы довольно долго употребляли глаголицу наряду с кириллицей. Глаголическая традиция подпитывалась в сербских землях благодаря поступлению глаголической письменности из Хорватии, где осели некоторые последователи Кирилла и Мефодия. Распространение получила и латинская письменность. Особое сильное влияние исходило из таких крупных романских городов на Адриатике, как Дубровник и Бар.

 

Сербия Культура Сербии Искусство Сербии
Сербия Искусство сербского государства Современное сербское искусство
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Сравнительно поздно вступив на историческую арену, Сербия сумела за относительно короткий промежуток времени (12-14 века) вписать блестящую страницу в историю средневекового искусства. Большой интерес представляет ее архитектура с богатым наружным убранством. Высокого художественного уровня достигла и сербская монументальная живопись.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии В период феодализации (завершившийся в 11-12 веках) в Сербии распространилось христианство, причем в прибрежных частях страны победило католичество, а в центральных - православие. В 1219 году Сербия добилась церковной независимости, и это укрепило связь церкви с королевской властью.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Значительное развитие (особенно в Боснии) получило богомильство, отразившее идеологию крестьян, боровшихся против феодального гнета. Хотя богомилов жестоко преследовали, религиозная и культурная жизнь Сербии оказалась под большим воздействием этого мистического учения.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Тесные экономические и культурные связи Сербии с Византией и с Италией во многом определили своеобразие ее искусства. Особенно важное значение для его формирования имели традиции византийского искусства, что проявилось с большей силой в живописи. Памятники архитектуры, особенно в Далмации, свидетельствуют о значительном влиянии западноевропейского зодчества на архитектуру развивающихся сербских поселений.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Немногочисленные ранние памятники Зеты, близкие к западной дороманской архитектуре,- это каменные, несложные по плану базилики или сводчатые церкви, иногда со скупыми рельефными украшениями, обрамляющими двери и окна.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Связи с западноевропейским искусством обнаруживает и зародившаяся в 11 веке сербская миниатюра. В орнаментации рукописей, написанных глаголицей или кириллицей, можно усмотреть известное сходство с латинскими инициалами.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Объединение сербского государства вокруг Рашки в 12 веке и учреждение независимой архиепископии в Жичи содействовали усиленному строительству. Особенно большое значение приобрело замковое и монастырское (так же крепостное по своему характеру) зодчество. Примером может служить крепость Старый бор (11 век), а также Рыбница с ее мощными башнями, округлой и пятигранной, и остатками старого моста.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Для архитектурной школы Рашки характерны однонефные купольные здания; в удлиненный неф включен и нартекс. Купол, возведенный на парусах, иногда без внутренних столбов, порой возвышается на постаменте над подчеркнуто выделенной центральной частью здания. Часто встречаются низкие трансепты, часовни для погребения, иногда - башни-колокольни. Стены обычно сложены из камня. Наиболее значительные памятники - облицованы полированным мрамором и украшены аркатурой на консолях.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Выдающийся памятник такого типа - церковь Богоматери в Студенице (1190) . Характерной чертой этого храма, как и вообще сербской архитектуры, является его декоративность. Стремясь к гармонии пропорций, красоте силуэта, выявлению конструкции в объемах здания, строители обращали особенное внимание на внешнюю отделку. Стены церкви облицованы белым и серым мрамором и украшены аркатурным фризом. Консоли декорированы рельефами в виде масок людей и животных. Западный и южный порталы, а также тройное алтарное окно отделаны орнаментальной резьбой. Наряду с вплетенными в растительный орнамент птицами, животными и фантастическими существами, переданными в относительно плоском рельефе, здесь имеются и почти статуарные изображения. Таковы фланкирующие окна и порталы фигуры животных, близкие к памятникам Далмации. От них резко отличаются помещенные друг над другом около западного портала, фигуры пророков, исполненные в несколько суховатой манере. Интересны, наконец, и напоминающие далекие античные прототипы почти профильные фигуры архангелов по сторонам Богоматери над западным входом в церковь.


Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Отделка стен мрамором различных оттенков и скульптурный декор сообщают церкви в Студенице живописный и нарядный вид. Она производит радостное впечатление и не кажется суровой, что так свойственно памятникам романского стиля.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Отзвуки романского стиля можно заметить в убранстве Евангелия Мирослава (конец 12 века). Рукопись исполнена по заказу «великославного князя Мирослава» и оформлена дьяком Григорием при участии Вирсамалеона. Инициалы, украшенные растительным и звериным орнаментом, перекликаются со скульптурным декором Студеницы. Любопытны вплетенные в буквы фигуры людей, представляющие не только евангельские или библейские персонажи, но и воинов, музыкантов, охотников и др. Характер исполнения миниатюр далек от Византии и имеет общие черты с памятниками романского искусства.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Монументальная живопись Сербии
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии О развитии сербской монументальной живописи дают представление фрески храма Пантелеймона в Нерезе (1164). Сцены цикла «страстей» - «снятия со креста» проникнуты эмоциональностью, выражением скорби. Несколько удлиненные представленные почти в профиль фигуры Богоматери, порывисто обнимающей Христа, и Иоанна, склонившегося над его телом, полны глубокой грусти. Некоторые детали росписи, например головы юных святых -Трифона и Трофима,-необычно для 12 века живописны. Мастер избегал контурных линий, лица моделированы широкими, свободными мазками. Колорит отличается напряженностью и силой звучания благодаря сочетанию насыщенных белых, золотисто-желтых, синих и голубых тонов. В фресках храма Пантелеймона, исполненных при ближайшем участии византийских мастеров, есть черты, близкие к сербской живописи последующего времени. Подчеркнутая эмоциональность, патетика, страстность выражения больших чувств проявляются в экспрессии и динамичности композиций, живописности художественных решений, своеобразном толковании отдельных образов. Характерна в этом отношении голова одного из старцев со всклокоченными волосами, резкими, выразительными чертами лица, сурово сдвинутыми бровями. Этот образ, проникнутый внутренним напряжением и большой эмоциональной выразительностью, в какой-то мере предвосхитил типы лиц Феофана Грека.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Отдельные фрески в храме Пантелеймона по манере исполнения напоминают иконы. Таков святой Пантелеймон - покровитель храма. Его изображение заключено в арку, украшенную плетенкой и растительным орнаментом, а наверху -павлинами по сторонам вазы. Тонкие черты лица и большие одухотворенные глаза заставляют вспомнить о фаюмском портрете.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Специфические черты сербского средневекового искусства ярко выявились в 13 веке. В росписях церкви Богоматери в Студенице (1208-1209) формы предельно обобщены. Лица святителей, резко очерченные контуром, кажутся плоскостными, иногда грубоватыми; следует, однако, отметить, что среди них появляется характерный сербский тип.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Превосходным памятником первой половины 13 века является роспись монастырской церкви в Милешеве. Весьма интересны здесь портретные изображения короля Владислава, его брата Радослава, а также первого архиепископа Сербии - Саввы. Они говорят о том, что портретное искусство в Сербии уже в то время заняло видное место. Портретные черты художники Милешева придают и отдельным святым.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Народность типов милешевской росписи особенно бросается в глаза в «массовых» сценах («Вход в Иерусалим», «Предательство Иуды» и др.). Отдельные детали- доспехи, вооружение и т. д. - свидетельствуют о большой наблюдательности сербских живописцев, вводивших в традиционные сюжеты подробности быта и уклада окружающей жизни.


Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Совершенством исполнения отличается композиция «Жены у гроба». Особенно замечательна фигура ангела, переданная с почти статуарной пластичностью. Прекрасно его лицо, обрамленное волнистыми волосами и мастерски моделированное цветом. Желтый фон фресок испещрен сеткой, своеобразно имитирующей кубики мозаики. Монументальные, порой удлиненные фигуры несколько тяжеловесны; подчеркнутые угловатые складки, полные самостоятельного ритма, не всегда соответствуют строению тела.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Прославленные фрески Троицкой церкви в Сопочанах созданы в течение второй половины 13 века, а частично (в наружных притворах) - в 40-х годах 14 века. Самые древние части росписи датируются временем около 1265 года. Сопочанская храмовая роспись очень сложна. Она содержит ряд новых сюжетов и множество неведомых ранее иконографических деталей. Расширение повествовательности выражается во введении исторических сюжетов («Кончина матери основателя храма Стефана Уроша - Анны», «Перенесение останков короля Уроша») и в развернутом изображении религиозных сцен, особенно в композиции «Успение».
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Сопочанская храмовая роспись подчинена литургии (церковной службе). Об этом свидетельствует композиция «Поклонение жертве», с тех пор ставшая излюбленной в сербских росписях. Появление ее связано с широким распространением в 13-14 веках мистических идей, которые утверждали возможность личного общения с богом, минуя священника.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Вместе с тем в храмовых росписях появляются жизненные черты, в частности в трактовке исторических сюжетов, названных выше. Больше того, некоторые фрески обладали, по-видимому, скрытым политическим смыслом. Такова «История прекрасного Иосифа» - проповедь сыновнего послушания, что было весьма актуальным в 13 столетии, когда трон сербских королей непрерывно колебали дворцовые заговоры. Композиции в сопочанской росписи разворачиваются на сложном архитектурном фоне, в котором подчеркнут пространственный момент. Сопочанские храмовые росписи отличаются ясностью, равновесием частей, законченностью.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Сопочанские мастера избегали статичности, неподвижности, и в этом они развивали традиции Нерезской росписи. Все персонажи в сцене «Успение» изображены в движении. Мощные апостолы, окружившие ложе Богоматери, словно ведут тихую сдержанную беседу, склонившись друг к другу. В то же время их позы и жесты свидетельствуют о глубоком внутреннем волнении. Однако, хотя погруженные в скорбь апостолы и святители выдвинуты на первый план, главенствующей в композиции является идея торжества Христа. Печаль апостолов, их тихий разговор, плач женщин - все тонет в ликующем хоре ангелов, окружающих спасителя. Изображение его «сошествия» придает композиции торжественный и светлый характер, который еще больше усиливается благодаря желтому фону, имитирующему золото мозаик, и ярким тонам одежд.


Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Глубокой эмоциональностью насыщен цикл «страстей». В «Распятии» огромной экспрессией отличается образ Богоматери. Весьма выразительна фигура женщины в композиции «Явление Христа женам-мироносицам». Стремительным движением полна сцена «Сошествие Христа во ад», данная на фоне горного пейзажа. Эмоциональность, порывистое движение, элементы пространственности, материальность фигур - все эти черты росписи в Сопочанах намечают пути развития сербской живописи 14 столетия.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии С конца 13 века возрастало экономическое и политическое значение Сербии. Развивались производительные силы страны, в прибрежных районах росли города с оживленной ремесленной и торговой жизнью. Территория государства расширялась. Наибольших размеров Сербия достигла во время царствования Стефана Душана (1331-1355), когда в ее состав вошли почти вся Македония (кроме Фессалоник), Фессалия, Эпир, Албания. В этот период, в1345 году, была учреждена сербская патриархия.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Завоевание Сербией в 14 веке ряда областей Византийской империи и ориентация феодальных верхов на византийскую культуру объясняют усиление византийских влияний и в сфере искусства. На территориях, ставших сербскими, возводили множество построек, отличавшихся от архитектурной школы Рашки. Вместо зданий с одним нефом особенное распространение получили крестовокупольные храмы, часто на свободно стоящих столбах. Нередки также пятикупольные постройки. В качестве строительного материала использовали смешанную кладку из чередующихся рядов кирпича и камня. Романские черты в архитектуре исчезли. Фасады стали украшать нишами или глухими аркадами между пилястрами

Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Выдающимся сооружением того времени является церковь Богоматери в Грачанице (примерно 1320 год). Масса этого пятикупольного здания (представляющего в плане двойной вписанный крест) снаружи кажется ступенчатой вследствие постепенного перехода от полукружий сводов к боковым куполам и главному куполу. Большой стройности церкви в немалой степени способствует квадратный постамент барабана купола. В кладке применены камень и кирпич; из последнего сложены барабаны куполов, узоры вокруг окон; из него составлены прослойки между рядами камня. В отличие от более ранних памятников в церкви Грачаницы существует известный разрыв между наружным, сложным и торжественным, обликом здания с его пышным декором и решением внутреннего пространства. Перегруженный столбами и сводами, расчлененный на тесные, узкие помещения интерьер лишен той цельности и законченности, которые свойственны внешнему облику храма.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Сербское зодчество 14 века не было ограничено одним стилистическим направлением. Почти современен Грачанице прославленный храм Спасителя в Дечанах(1327-1335). Строителем его был выходец из Котора в Далмации, монах-францисканец Фрад Вита. Дечанский храм по убранству напоминает церковь Богоматери в Студенице, но резко отличается от нее по плану и пропорциям. Здесь также применена облицовка из белого мрамора с розовыми и синими прожилками. Чрезвычайно богато скульптурное убранство. Разнообразны стилизованные растительные узоры, украшающие портал и тройное окно абсиды; в них вплетены фантастические птицы и животные. В люнетах над дверьми помещены изображения Христа между ангелами и голгофский процветший крест. Львы и грифоны как бы выступают из стен и капителей. Почти объемны головы на консолях аркатуры и фигуры ангелов над порталом, изображенные в живых поворотах.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Скульптура дечанского храма богаче по содержанию рельефов Студеницы. Она обладает сложным религиозно-символическим смыслом как и живопись того времени. Фигуры переданы в движении, лица выразительны, складки беспокойны.


Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Сербская монументальная живопись, занимавшая важное место в искусстве 13 века, продолжала успешно развиваться в 14 столетии, значительно обогащаясь тематически. В церковные росписи вводилось множество новых сюжетов, связанных с апокрифической литературой, усложнялся архитектурный фон, появлялось много второстепенных персонажей и бытовых деталей.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Рост значения индивидуальности проявляется во встречающихся на некоторых фресках подписях мастеров. Если относящиеся к началу 13 веку имена художников едва различимы, то постепенно они становятся заметнее. Повторяющиеся на нескольких памятниках имена Михаила и Евтихия позволяют проследить их индивидуальные различия и эволюцию стиля (в период от 90-х годов 13 века до 20-х годов 14 века).
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Монументальная живопись Сербии в 14 веке была неоднородна. Одна группа памятников тесно связана с искусством Византии. Другая, не лишенная грубоватости и одновременно занимательности, представляет более самобытное и оригинальное явление.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Среди первой группы видное место занимает храмовая роспись церкви Иоакима и Анны в Студенице (1314), свидетельствующая об усиленном притоке в Сербию греческих влияний. Портретные изображения короля Милютина и его юной жены Симониды, дочери византийского императора Андроника II Палеолога, напоминают об укреплении политических связей между слабевшей Византией и могущественной Сербией. В сценах «Рождество Богородицы» и «Введение во храм» можно видеть типичные для палеологовского искусства Византии удлиненные фигуры на фоне сложного архитектурного пейзажа. Они представлены то в торжественных позах, то в порывистом движении, в развевающихся одеждах. Следует указать на то, что в фресках Студеницы в живописную манеру, характерную для сербских памятников 13 века, впервые начинают проникать элементы графичности.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Дальнейшую эволюцию сербской живописи можно усмотреть в росписях церкви Богоматери в Грачанице (примерно 1320 год). Интерес к подробностям, пристрастие к сложным сюжетам, многие из которых впервые появляются в росписи, присущи этим церковным фрескам. Стремительное движение иногда совершенно не оправдывается содержанием, как, например, во «Встрече Марии с Елизаветой», где фигуры изображены в бурном порыве, а одежды развеваются, словно от урагана.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Среди ряда развернутых циклов, покрывающих в несколько поясов стены храма, большое место занимают «Страшный суд» в нартексе, «Месяцеслов» в помещении самой церкви, множество сцен цикла «страстей». Полна лирической поэтичности сцена «Жены у гроба». Занимающая нижний угол этой композиции группа воинов кажется выхваченной из тревожной жизни феодальной Сербии.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Почти к тому же времени относятся фрески церкви святого Георгия в Старо-Нагоричине (1317-1318), где сохранились подписи художников Михаила и Евтихия. Сцены здесь еще более сложны и насыщены многочисленными персонажами.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии В качестве примера можно привести «Успение Богородицы». Художники изображают уже не торжественное и величественное представление (как в Сопочанах), а полное движения шествие: апостолы несут ложе, которое окружают отцы церкви, святые жены и ангелы. Над телом Богоматери изображен Христос, держащий на руках ее душу; вокруг него - хор ангелов. Еще выше художник поместил композицию «Вознесение Богоматери на небо», пророков со свитками, Соломона и Давида. Чувство скорби, столь явственное в сопочанской композиции, окончательно уступает здесь место пышному апофеозу Богоматери, ее прославлению. Из-за большого числа персонажей отдельные образы утратили монументальный характер.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Мастера украшавшие росписями церковь святого Георгия в Старо-Нагоричине решительнее, чем художники церкви Иоакима и Анны в Студенице, порывали с живописной манерой своих предшественников, все больше приближаясь к иконописной манере. Но это не лишает отдельные композиции и образы эмоциональной выразительности. Некоторые сцены, особенно из цикла «страстей», еще полны большой драматической напряженности.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Роспись церкви Спасителя в Дечанах (примерно 1348 год) входит во вторую группу памятников, отмеченных своеобразием и яркой самобытностью. Живопись здесь грубее, она лишена того артистизма, который свойствен памятникам, названным выше. В библейских и евангельских сценах полностью утрачена монументальность. Фрески, расположенные в семь-девять рядов, напоминают миниатюры. Зато множество новых иконографических и бытовых деталей придает им необыкновенную занимательность. Таковы, например, грубоватые, но очень выразительные плясуны и музыканты в сцене, представляющей «Потомство Каина», или группы больных в «Исцелении».
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии К дечанским росписям по схожести примыкает ряд фресковых циклов, из которых особенно примечательны росписи церквей Богоматери в Матейче (вторая половина 14 века) и Дмитрия в Марковом монастыре (примерно 1370 год). Эти храмовые росписи отличаются выразительностью групп и типов, повышенным драматизмом образов.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Миниатюрная живопись Сербии
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Две линии в сербской монументальной живописи 14 века имеют параллели и в миниатюре. Если в наиболее ранних ее образцах чувствуются связи с культурой Западной Европы, то к концу 13-го века началу 14-го века усилилось воздействие Византии. Особенно проявилось оно в группе миниатюр, очевидно, копировавших хранившиеся в сербских библиотеках великолепные образцы византийских рукописей.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Для сербской знати была, по-видимому, создана знаменитая Сербская псалтырь (14 век), содержащая более 150 миниатюр, интересных тем, что они воспроизводят многие детали сербского быта. Стилистически мюнхенская псалтырь близка к упомянутым выше росписям Маркова монастыря.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Орнаментация сербских рукописей излюбленными мотивами плетенки, стилизованных птиц и животных как в заставках, так и в инициалах в 13 - 14 веках и позднее перекликается с архитектурным декором и носит выраженный славянский характер.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Сербскую иконопись стали по-настоящему изучать лишь в самое последнее время. Первые иконы в Далмации упоминаются в конце 11 века. К концу 12 столетия они известны и в Сербии. Возможно, далматинским мастером исполнена недавно расчищенная мозаичная икона в Хиландар (конец 12 века). Это фронтальное изображение Богоматери с младенцем теснейшим образом связано с монументальной живописью.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Во второй половине 13 века в иконописи наметились те же черты, что и в росписях: обогащалась их иконография, образы становились более эмоциональными, появились портретные изображения. Значительный интерес представляет икона Петра и Павла, в нижнем поясе которой имеются портреты королевы Елены, Драгутина и Милютина. Придворным художникам Милютина - Астрапу, Михаилу и Евтихию - приписывают ряд дошедших до нас икон конца 13-го века и 14-го века. Большая икона «Евангелист Матфей» отмечена характерной для Евтихия монументальностью, порывистым движением, резко положенными пробелами. Икона «Неверие Фомы» работы Михаила гораздо сдержаннее в передаче движения, рисунок ее тоньше. Высоким качеством исполнения и эмоциональностью образа отличается икона «Распятие» (предположительно конец 13-го века). В Сербии того времени наряду с иконами аристократического направления, отражавшими связь с искусством Константинополя, имеются и более демократические образцы иконописи начала 14 века.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Среди памятников сербской живописи и иконописи середины 14 века выделяются иконы Дечанского монастыря, очень схожие с его настенными росписями. Они содержат некоторые архаические черты и свидетельствуют о связях сербского искусства с искусством Западной Европы.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии В 70-х годах 14 века в сербской иконописи вновь усилилась ориентация на Византию, получившая отражение в ряде прекрасных памятников. В тонком рисунке этих икон заметно воздействие миниатюрной живописи. Так, например, его можно усмотреть в погрудных изображениях святых на полях Реликвария деспота Фомы Прелюбовича (третья четверть 14 века). Деисусные иконы конца 14 века из Хиландар, с их мягкой моделировкой лиц, тонкой разделкой одежд и слегка приглушенным колоритом, указывают на руку выдающегося мастера и на тесную связь с традициями палеологовского искусства.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Объединение Сербией обширных территорий в условиях феодального государства не могло быть долговечным. Распад начался очень скоро. Внутренние междоусобицы были использованы сначала правителями Венгрии, а потом - османской Турцией. Героическая борьба сербского народа за независимость была сведена на нет предательством феодалов. Страшное поражение в битве на Косовом поле (1389) нанесло непоправимый удар стране. Постепенно все сербские земли подпали под турецкое иго.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии В процессе усилившейся феодальной раздробленности, под ударами турецких завоевателей начали терять свое значение южные области Сербии. Экономический и политический, а также культурный центр сербов с третьей четверти 14 века передвинулся на север. Дольше других сохраняло независимость от турок небольшое сербское княжеское государство в районе реки Моравы.

Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Архитектурные памятники моравской школы, унаследовавшие многое от зодчества Рашки и южных областей, отличаются специфическим планом, напоминающим трилистник. Концы трансепта завершаются абсидами, расположенными перпендикулярно по отношению к алтарной части, образуя так называемый триконх. Храмы эти имеют два основных типа. Одни, восходя к главному храму монастыря Хиландар на Афоне, строились в виде вписанного креста и увенчивались одним или пятью куполами. Другие, сохраняя тот же характер триконха, обладали удлиненным нефом и сжатым, лишенным свободно стоящих столбов крестом, напоминая памятники Рашки. Абсиды, обычно пятигранные, и барабаны куполов таких церквей украшались по ребрам колонками, которые соединялись вверху декоративными арками. Наружное убранство памятников моравской группы также сочетало в себе традиции Рашки и восточных областей Сербии.

Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Основателем моравской школы считается Боровик Радэ, имя которого сохранилось в надписи на пороге церкви в Любостинье (конец 14 века).
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Одно из высших достижений школы Боровика Радэ - храм Богородицы в Калениче (1413-1417) - отличается необыкновенной стройностью силуэта (несколько искаженного переделками), относительной просторностью внутреннего помещения, лишенного столбов, и богатством наружного декора. Для украшения храма использован туф различных оттенков. Кружево разнообразных по узору прорезных розеток сменяется плоским рельефом обрамлений окон, дверей, слепых аркад на фасадах. Многократно применен мотив плетенки, чаще всего состоящей из двух лент. Тимпаны окон, окаймленные лозой или плетенкой, заключенной между двумя шнурами, местами заполнены фантастическими и реальными животными и птицами, а также религиозными сценами. Плоский рельеф, несколько напоминающий резьбу по дереву, близок к народным мотивам вышивки и кружев.

Сербия Культура Сербии Искусство Сербии В некоторых храмах моравской группы сохранились и росписи. Наиболее значительны фрески церквей Спасителя в Раванице (1381) и Троицы в Манасии (1418). Большой интерес представляет в Раванице фрагментарно сохранившийся групповой портрет основателей церкви князя Лазаря, его жены Милицы и сыновей Стефана и Вука. «Вход Господень в Иерусалим» в росписи этого храма разворачивается на сложном архитектурном фоне и превращается в подлинно массовую сцену. Удлиненным фигурам присущи тонкость и изящество, в их исполнении усиливается линейность, появляется штриховая манера, характерная для иконописи. Сербские росписи и этого периода сохраняли свое высокое художественное качество.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Последним оплотом сербов в борьбе против турок была крепость Смедерево на Дунае - грандиозное оборонительное сооружение, состоящее из двух рядов стен, сложенных из кирпича и камня. После взятия турками Смедерева (1430) строительство в Сербии не прекратилось, хотя и значительно уменьшилось.
Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Сербское средневековое искусство для своего времени сыграло передовую, прогрессивную роль. Особенно выделяются памятники 13-14 веков, имевшие этапное значение для искусства всей Восточной Европы. Исполненная эмоциональной напряженности, сербская живопись открыла перед художниками огромные возможности передачи человеческих чувств и страстей. Введение новых иконографических сюжетов и типов позволило сербским мастерам, не преступая религиозных канонов, охватить гораздо шире, чем это было прежде, реальный мир.

Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Сербское живописное монументальное и миниатюрное искусство стало источником иконографического обогащения искусства многих стран. Оно оказало положительное воздействие на ряд близких и далеких художественных центров.

Сербия Культура Сербии Искусство Сербии Сербские мастера храмовой живописи принимали участие в росписях афонских и метеорских церквей (14-16 веков). Сербские храмовые художники работали и на территории Румынии. Самая тесная связь существовала между искусством Сербии и Болгарии. Воздействие сербского искусства ярко заметно и в ряде живописных памятников Древней Руси. Примером может служить роспись церкви Спаса на Ковалеве в Новгороде (примерно 1380 год), где, по-видимому, в росписях принимали участие сербские художники.

 

Сербия Современная Сербия Живопись Сербии
Сербия Сербская живопись сегодня Художники Сербии (Сербские художники)
Художники Сербии Скульпторы современной Сербии
Сербия Художники Сербии (Сербские художники) Сегодня в Сербии живет и работает новое поколение Сербские художников, скульпторов, и мастеров художественной фотографии. Современные Художники Сербии (Сербские художники) создают новые оригинальные картины и скульптуры.


Сербия Культура Сербии Искусство Сербии
Сербия Живопись Сербии Художники Сербии
Сербия Сербская живопись Художники Сербии (Сербские художники)
Сербия Художники Сербии (Сербские художники) В нашей галерее вы можете познакомиться с работами лучших сербских художников и сербских скульпторов.

Сербия Художники Сербии (Сербские художники) В нашей галерее Вы можете найти работы художников Сербии У нас представлены картины самых модных современных живописцев Сербии (модных сербских художников)

Сербия Художники Сербии (Сербские художники) В нашей галерее вы можете найти и приобрести для себя лучшие работы сербских художников и сербских скульпторов.


Сербия страна интересной и уникальной культуры!
Сербия Художники Сербии пишут замечательные картины!
Сербия страна очень красивых и приветливых людей!
Сербия Поэты Сербии Стихи сербских поэтов


Сербия Сербская поэтесса Еврич Даринка
Стихотворение «Празднество»
«Грубая нежность камня
ветер в обликах лиц
людей которые с нами не попрощались»

«Имена превращенные в грусть
простодушно улыбаются нам в зеркалах
какие губы
какие руки
какой свет мы перековываем в воспоминания» (Еврич Даринка - Празднество)

Тонко и нежно Еврич Даринка рассказывает о эмоциональных переживаниях связанных с многочисленными трагическими событиями в сербской истории. Стихи поэтессы Еврич Даринки пронизаны мужеством и стойкостью сербских людей, на долю которых пришлось не мало тяжелых испытаний.
Стихи сербского поэта Еврич Даринка нагядно и образно показывают духовное богатство Сербии и сербских людей!


Художники Сербии Картины сербских художников
Художники Сербии (Сербские художники) В нашей галерее вы можете познакомиться с работами лучших сербских художников и сербских скульпторов.

Художники Сербии (Сербские художники) В нашей галерее вы можете найти и приобрести для себя лучшие работы самых модных сербских художников и сербских скульпторов!

 

Художники Сербии Картины сербских художников
Художники Сербии (Сербские художники) В нашей галерее вы можете познакомиться с работами лучших сербских художников и сербских скульпторов.

 

Художники Сербии (Сербские художники)

В нашей галерее вы можете найти и приобрести для себя лучшие работы самых модных сербских художников и сербских скульпторов!

 

 




Стильные картины для интерьера